Классификация межпредметных связей

Страница 3

Понятие учебной проблемы утвердилось в дидактике в результате исследования М.И. Макмутова (1975г.). Он рассматривал её как форму реализации принципа проблемности в обучении. Поиск путей комплексного осуществления межпредметных связей в предметной системе обучения показал необходимость использования понятий межпредметная учебная проблема.

Термин «межпредметная» означает, что сформулированная учебная проблема охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в процессе решения. Комплексность конкретизирует проблему по трём параметрам:

включение определённого комплекса знаний и умений из разных учебных предметов;

осуществление совокупности видов межпредметных связей;

решение в комплексе задач образования, развития и воспитания учащихся с помощью межпредметных проблем.

Межпредметная комплексная учебная проблема — это форма отражения логико-психологического противоречия процесса усвоения в предметной системе обучения, реализующего межпредметные связи, объединённые общепредметной идеей и нацеленные на достижение единства их образовательных, развивающих, воспитывающих функций.

Межпредметные комплексные учебные проблемы — это эффективное средство формирования мировоззренческих представлений учащихся о целостной научно-философской картине мира и вооружения их методологией его системы познания. Стержень межпредметных проблем составляют общепредметные идеи, которые находят в проблеме конкретную форму выражения. Под углом зрения этих идей в рамках межпредметной проблемы происходит обобщение, включение в новые связи фактов, понятий, теоретических положений, изучаемых в различных предметах. На фоне предметной системы знаний возникает новый комплекс знаний, который отражает тенденции интеграции науки.

Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении — это выдвижение межпредметных комплексных учебных проблем и их последовательное решение с помощью межпредметных познавательных задач.

Решение разных по содержанию межпредметных проблем предполагает организацию учебного процесса как дидактической системы. В дидактике сложилось представление о дидактической системе как о системе принципов организации учебного материала и учебного процесса (Л.В.Занков, М.И.Махмутов). Дидактическая система, направленная на решение межпредметной комплексной учебной проблемы, ограничена содержательно-временными и предметными рамками. Её организация подчиняется принципам проблемности, коллективности, комплексности. Проблемность означает систематическое решение межпредметных познавательных задач, коллективность – организацию коллективной деятельности учителей и учащихся при выдвижении и решении таких задач, комплексность – осуществление в единстве различных видов и функций межпредметных связей.

Межпредметные связи составляют важнейший фактор перестройки содержательно-логической структуры учебного материала с позиции мировоззренческих идей. Возможны три дидактических варианта перестройки учебного материала предметов на основе принципа проблемности при осуществлении межпредметных связей: тематический, проблемно-тематический, широкий проблемный.

Тематический подход – это использование межпредметных познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и основных понятий учебной темы курса. При этом сохраняется заданная в программах логическая структура материала, в которой благодаря ретроспективности и перспективности межпредметным связям возникают новые компоненты знаний, новые их связи локального характера. Перестройка учебного материала ограничивается отдельными уроками или их фрагментами. Тематический подход обеспечивает органическое единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний. При переходе от одной учебной темы к другой происходит развитие межпредметных связей и знания учащихся приобретают всё большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышается их мировоззренческое значение.

Проблемно-тематический подход – это выдвижение общей для учебной темы межпредметной проблемы и её поэтапное решение на уроках темы. При проблемном подходе основной единицей учебного познания становятся учебная проблема с её логикой решения. Перестройка учебной мировоззренческой идеи, отражённой в межпредметной проблеме, охватывает почти все уроки темы. Логика решения учебной проблемы требует широкого использования внутрипредметных связей, которые повышают уровень обобщённости предметных знаний и обеспечивают включение не только понятийных, но и теоретических, философских, идейных межпредметных связей.

Широкий проблемный подход – это выдвижение общей для ряда учебных предметов и тем межпредметной проблемы и её последовательное решение в индивидуальной или коллективной работе учителей. Широкие межпредметные проблемы отражают общие для предметов учебно-воспитательные задачи и требуют взаимодействия учителей в создании общей программы учебного процесса как дидактической системы, в планировании уроков, раскрывающих общую проблему. Организация учебного процесса включает этапы:

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Композиционные связи моделей коллекции
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения; 2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей ...

Функции форм обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в физическом развитии
Коррекционная работа – одно из важнейших направлений работы в дошкольном учреждении. Она включает в себя три основных составляющих: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru