Классификация межпредметных связей

Страница 3

Понятие учебной проблемы утвердилось в дидактике в результате исследования М.И. Макмутова (1975г.). Он рассматривал её как форму реализации принципа проблемности в обучении. Поиск путей комплексного осуществления межпредметных связей в предметной системе обучения показал необходимость использования понятий межпредметная учебная проблема.

Термин «межпредметная» означает, что сформулированная учебная проблема охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в процессе решения. Комплексность конкретизирует проблему по трём параметрам:

включение определённого комплекса знаний и умений из разных учебных предметов;

осуществление совокупности видов межпредметных связей;

решение в комплексе задач образования, развития и воспитания учащихся с помощью межпредметных проблем.

Межпредметная комплексная учебная проблема — это форма отражения логико-психологического противоречия процесса усвоения в предметной системе обучения, реализующего межпредметные связи, объединённые общепредметной идеей и нацеленные на достижение единства их образовательных, развивающих, воспитывающих функций.

Межпредметные комплексные учебные проблемы — это эффективное средство формирования мировоззренческих представлений учащихся о целостной научно-философской картине мира и вооружения их методологией его системы познания. Стержень межпредметных проблем составляют общепредметные идеи, которые находят в проблеме конкретную форму выражения. Под углом зрения этих идей в рамках межпредметной проблемы происходит обобщение, включение в новые связи фактов, понятий, теоретических положений, изучаемых в различных предметах. На фоне предметной системы знаний возникает новый комплекс знаний, который отражает тенденции интеграции науки.

Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении — это выдвижение межпредметных комплексных учебных проблем и их последовательное решение с помощью межпредметных познавательных задач.

Решение разных по содержанию межпредметных проблем предполагает организацию учебного процесса как дидактической системы. В дидактике сложилось представление о дидактической системе как о системе принципов организации учебного материала и учебного процесса (Л.В.Занков, М.И.Махмутов). Дидактическая система, направленная на решение межпредметной комплексной учебной проблемы, ограничена содержательно-временными и предметными рамками. Её организация подчиняется принципам проблемности, коллективности, комплексности. Проблемность означает систематическое решение межпредметных познавательных задач, коллективность – организацию коллективной деятельности учителей и учащихся при выдвижении и решении таких задач, комплексность – осуществление в единстве различных видов и функций межпредметных связей.

Межпредметные связи составляют важнейший фактор перестройки содержательно-логической структуры учебного материала с позиции мировоззренческих идей. Возможны три дидактических варианта перестройки учебного материала предметов на основе принципа проблемности при осуществлении межпредметных связей: тематический, проблемно-тематический, широкий проблемный.

Тематический подход – это использование межпредметных познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и основных понятий учебной темы курса. При этом сохраняется заданная в программах логическая структура материала, в которой благодаря ретроспективности и перспективности межпредметным связям возникают новые компоненты знаний, новые их связи локального характера. Перестройка учебного материала ограничивается отдельными уроками или их фрагментами. Тематический подход обеспечивает органическое единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний. При переходе от одной учебной темы к другой происходит развитие межпредметных связей и знания учащихся приобретают всё большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышается их мировоззренческое значение.

Проблемно-тематический подход – это выдвижение общей для учебной темы межпредметной проблемы и её поэтапное решение на уроках темы. При проблемном подходе основной единицей учебного познания становятся учебная проблема с её логикой решения. Перестройка учебной мировоззренческой идеи, отражённой в межпредметной проблеме, охватывает почти все уроки темы. Логика решения учебной проблемы требует широкого использования внутрипредметных связей, которые повышают уровень обобщённости предметных знаний и обеспечивают включение не только понятийных, но и теоретических, философских, идейных межпредметных связей.

Широкий проблемный подход – это выдвижение общей для ряда учебных предметов и тем межпредметной проблемы и её последовательное решение в индивидуальной или коллективной работе учителей. Широкие межпредметные проблемы отражают общие для предметов учебно-воспитательные задачи и требуют взаимодействия учителей в создании общей программы учебного процесса как дидактической системы, в планировании уроков, раскрывающих общую проблему. Организация учебного процесса включает этапы:

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нр ...

Мероприятия по улучшению условий труда
Для поддержания высокого уровня работоспособности на протяжении рабочего дня необходимо делать три кратковременных перерыва на отдых общей продолжительностью для первой смены 20 мин и для второй – 25 мин. Для подростков должно быть четыре регламентированных перерыва (всего 30 мин). Во время перерыв ...

Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru