Классификация межпредметных связей

Страница 2

У учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их сопоставления, обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей, умение ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире.

Понятийные связи. Понятие — это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Проблемы формирования понятий учащихся на основе межпредметных связей посвящены многие исследования (Ф.П.Соколова, А.В.Усова, В.Н.Фёдорова и др.). Авторы рассматривают усвоение отдельных естественно-научных и гуманитарных понятий как частных случаев более общих понятий. Показано влияние межпредметных связей на формирование таких понятий, как атом, ион, вещество, электролиз,величина, функциональная зависимость величин, вектор.

Теоретические связи. Теория — это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области. В то же время каждая конкретная теория фиксирует всеобщие связи и отношения, которые проявляются в других предметных областях. Таковы эволюционная теория, которая наполняется биологическим содержанием, всеобщие принципы и законы развития материи.

Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий и знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.

Операционно-деятельностные межпредметные связи. В программах школы специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». Сравнение перечней умений в программах по предметам естественнонаучного цикла показывает их общность, определяемую единством методов научного познания природы и учебно-воспитательных задач: умения оценочной деятельности; умения познавательной деятельности, умения практической деятельности.

Актуальным является развитие исследований в области операционно-деятельностных межпредметных связей познавательного, практического, «целостно-ориентировочного» характера. Это направление разрабатывается в исследованиях межпредметных связей, раскрывающих их развивающие функции. Межпредметные связи, ориентированные на формирование обобщённых познавательных умений, приводят к иерархии общих и специфических способов действий.

Интеллектуальные умения — это наиболее общие умения, которые передают учебной деятельности познавательный, умственный характер. Они важны для изучения всех учебных предметов, но в зависимости от содержания учебного материала и методов науки приобретают специфические черты. В предметах естественно-научного цикла межпредметные связи по методам науки сталкивают мышление учащихся с общенаучными методами: абстрагирование, моделирование, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент.

Творческие умения относятся к обобщённым общепредметным умениям. В своём многообразии они отражают структуру творческой деятельности при изучении любого предмета: видение проблемы; новой связи объекта, ориентации в альтернативных способах решения, их оригинальность, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, обобщение накопленных данных и их связь в новом знании.

Опора на методы науки способствует формированию у учащихся общепредметных умений практической деятельности. Применение математических методов в курсах физики, химии, биологии, географии позволяет количественно оценить изучаемые процессы, логически обосновать отдельные законы.

Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении ОБЖ.

Межпредметные связи возможны в обучении ОБЖ на уровне передачи готовых знаний. Но особую значимость имеют межпредметные связи в проблемном обучении старшеклассников. В юношеском возрасте усиливается потребность в философском осмыслении мира, возникает стремление разобраться в окружающем и самом себе. Психологи и педагоги отмечают высокий интерес старшеклассников к мировоззренческим проблемам.

Формирующееся мировоззрение оказывает влияние на всю познавательную деятельность и её мотивацию. «Юношеский возраст характеризуется… не просто увеличением объёма знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам»(16).

Особенности мышления, интересов, общей позиции старшеклассников в учении создают предпосылки их активного, нередко стихийного включения в установление межпредметных связей, когда возникают непроизвольные попытки синтеза многообразных предметных знаний, поиск их связей в реальной действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Основные трудности восприятия иноязычной речи на слух
При недостаточной сформированности компонентов процесса аудирования он протекает с большими или меньшими трудностями. К психологическим факторам трудностей восприятия иноязычной речи на слух относятся некоторые особенности слуховой памяти, ее «емкость» – возможность удерживать слушающий текст (пред ...

И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нр ...

Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе
Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего. Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%. П ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru