Классификация межпредметных связей

Страница 2

У учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их сопоставления, обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей, умение ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире.

Понятийные связи. Понятие — это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Проблемы формирования понятий учащихся на основе межпредметных связей посвящены многие исследования (Ф.П.Соколова, А.В.Усова, В.Н.Фёдорова и др.). Авторы рассматривают усвоение отдельных естественно-научных и гуманитарных понятий как частных случаев более общих понятий. Показано влияние межпредметных связей на формирование таких понятий, как атом, ион, вещество, электролиз,величина, функциональная зависимость величин, вектор.

Теоретические связи. Теория — это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области. В то же время каждая конкретная теория фиксирует всеобщие связи и отношения, которые проявляются в других предметных областях. Таковы эволюционная теория, которая наполняется биологическим содержанием, всеобщие принципы и законы развития материи.

Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий и знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.

Операционно-деятельностные межпредметные связи. В программах школы специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». Сравнение перечней умений в программах по предметам естественнонаучного цикла показывает их общность, определяемую единством методов научного познания природы и учебно-воспитательных задач: умения оценочной деятельности; умения познавательной деятельности, умения практической деятельности.

Актуальным является развитие исследований в области операционно-деятельностных межпредметных связей познавательного, практического, «целостно-ориентировочного» характера. Это направление разрабатывается в исследованиях межпредметных связей, раскрывающих их развивающие функции. Межпредметные связи, ориентированные на формирование обобщённых познавательных умений, приводят к иерархии общих и специфических способов действий.

Интеллектуальные умения — это наиболее общие умения, которые передают учебной деятельности познавательный, умственный характер. Они важны для изучения всех учебных предметов, но в зависимости от содержания учебного материала и методов науки приобретают специфические черты. В предметах естественно-научного цикла межпредметные связи по методам науки сталкивают мышление учащихся с общенаучными методами: абстрагирование, моделирование, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент.

Творческие умения относятся к обобщённым общепредметным умениям. В своём многообразии они отражают структуру творческой деятельности при изучении любого предмета: видение проблемы; новой связи объекта, ориентации в альтернативных способах решения, их оригинальность, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, обобщение накопленных данных и их связь в новом знании.

Опора на методы науки способствует формированию у учащихся общепредметных умений практической деятельности. Применение математических методов в курсах физики, химии, биологии, географии позволяет количественно оценить изучаемые процессы, логически обосновать отдельные законы.

Проблемный подход к осуществлению межпредметных связей в обучении ОБЖ.

Межпредметные связи возможны в обучении ОБЖ на уровне передачи готовых знаний. Но особую значимость имеют межпредметные связи в проблемном обучении старшеклассников. В юношеском возрасте усиливается потребность в философском осмыслении мира, возникает стремление разобраться в окружающем и самом себе. Психологи и педагоги отмечают высокий интерес старшеклассников к мировоззренческим проблемам.

Формирующееся мировоззрение оказывает влияние на всю познавательную деятельность и её мотивацию. «Юношеский возраст характеризуется… не просто увеличением объёма знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам»(16).

Особенности мышления, интересов, общей позиции старшеклассников в учении создают предпосылки их активного, нередко стихийного включения в установление межпредметных связей, когда возникают непроизвольные попытки синтеза многообразных предметных знаний, поиск их связей в реальной действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ
При изучении творчества П.И. Чайковского в начальных классах ДМШ, необходимо развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки. Слушание музыки: развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми при ...

Свойства древесины как материала декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...

Высшее образования во Франции
Практически непрерывный процесс реформирования системы образования Франции, начавшийся в 1968 году принятием Закона об ориентации высшего образования, представляет собой последовательную цепь преобразований, направленность и содержание которых определялась наиболее неотложными проблемами национальн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru