Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Педагогика сегодня » Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования » Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Страница 8

Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется высокий уровень культуры самой молодой аудитории, а также форм ее организации. С другой стороны, излишняя заорганизованность, «покушение» на свободу деятельности приводят молодого человека к выбору формы проведения свободного времени не всегда высокого качества, что часто квалифицируется как антикультура.

Для большей части молодежи наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг, в основном, выполняет рекреационную функцию, в то время как познавательная, креативная не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Социально-педагогические возможности различных видов досуговой деятельности можно сгруппировать в определенную систему по степени их активности, содержания и развития личности. Это, в первую очередь, присвоение культурных ценностей; самообразование, в том числе и этическое; культурно-творческие занятия; досуговое общение; развлекательно-игровые занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; любительство, хобби; пассивный отдых.

Педагогическое руководство досуговой деятельностью призвано решать следующие задачи:

развитие разнообразных духовных интересов и потребностей;

насыщение досуга содержательными видами деятельности;

формирование высокой степени самоорганизации личностью своего досуга;

переход от простых форм рекреации к более сложным в культурном плане;

целенаправленное воздействие на структуру и содержание свободного времени;

профилактическая деятельность против антикультурных занятий.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими психологическими свойствами, которые определяются культурой, закономерностями социализации, воспитанием, семейным положением и т.д.

В данном исследовании мы рассматриваем молодежь 15–20 лет как самую активную часть посетителей досуговых учреждений, мотивом которых является деятельность во всех ее видах и формах, посредством которой осуществляется приобщение к миру культуры, т.е. инкультурация, что также повышает социальную активность молодых людей.

Независимо от основного вида деятельности (учебной, трудовой и др.) в сознании молодежи понятие «досуг» во многом связано с рекреационной деятельностью, отдыхом и развлечением, не требующими познавательной активности, приложения каких-либо усилий. Мотивом посещения клуба или кружка в первую очередь является возможность встречи с друзьями, а стремление узнать что-то новое зачастую отодвинуто на второй план.

Для многих самыми популярными формами проведения досуга являются дискотеки, ночные клубы, разного рода шоу, развлекательно-игровые программы, хобби-центры и т.д., где на первый план выходят развлечения, которые»… дают возможность приятно провести время, повеселиться, отвлечься от повседневных дел, забыться».

Сейчас актуальным становится поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно-досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игровых программ, театрализованных зрелищ и фольклорных программ.

Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на содержание досуга, но вряд ли следует сомневаться в том, что культурно-досуговая сфера в целом нуждается в совершенствовании, разнообразии, освобождении от несвойственных природе досуга функций, актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. В создавшейся ситуации как никогда необходим профессиональный подход в оптимизации общественного досуга, а это в свою очередь требует значительного качественного повышения уровня подготовки кадров для этой сферы духовной жизни.

Анализируя разнообразные формы молодежного досуга, мы видим, что в них доминирует развлекательное начало. Само по себе это не так уж плохо, но если речь идет о его содержании, то необходимо предложить досуговым центрам информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные комплексные культурно-досуговые программы. Они универсальные по своему характеру и содержанию решаемых задач, построены по заранее разработанному сценарию.

Процесс разработки сценария комплексных культурно-досуговых программ включает в себя:

четкую постановку цели будущей программы;

органическое соединение всех видов предметной деятельности аудитории; определение содержания, соответствующего цели программы;

выбор методов и приемов рационального и эмоционального воздействия на аудиторию с учетом ее особенностей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание. Из всего обилия трактовок общения взяли з ...

Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя ...

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru