Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Педагогика сегодня » Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования » Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Страница 8

Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется высокий уровень культуры самой молодой аудитории, а также форм ее организации. С другой стороны, излишняя заорганизованность, «покушение» на свободу деятельности приводят молодого человека к выбору формы проведения свободного времени не всегда высокого качества, что часто квалифицируется как антикультура.

Для большей части молодежи наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг, в основном, выполняет рекреационную функцию, в то время как познавательная, креативная не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Социально-педагогические возможности различных видов досуговой деятельности можно сгруппировать в определенную систему по степени их активности, содержания и развития личности. Это, в первую очередь, присвоение культурных ценностей; самообразование, в том числе и этическое; культурно-творческие занятия; досуговое общение; развлекательно-игровые занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; любительство, хобби; пассивный отдых.

Педагогическое руководство досуговой деятельностью призвано решать следующие задачи:

развитие разнообразных духовных интересов и потребностей;

насыщение досуга содержательными видами деятельности;

формирование высокой степени самоорганизации личностью своего досуга;

переход от простых форм рекреации к более сложным в культурном плане;

целенаправленное воздействие на структуру и содержание свободного времени;

профилактическая деятельность против антикультурных занятий.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими психологическими свойствами, которые определяются культурой, закономерностями социализации, воспитанием, семейным положением и т.д.

В данном исследовании мы рассматриваем молодежь 15–20 лет как самую активную часть посетителей досуговых учреждений, мотивом которых является деятельность во всех ее видах и формах, посредством которой осуществляется приобщение к миру культуры, т.е. инкультурация, что также повышает социальную активность молодых людей.

Независимо от основного вида деятельности (учебной, трудовой и др.) в сознании молодежи понятие «досуг» во многом связано с рекреационной деятельностью, отдыхом и развлечением, не требующими познавательной активности, приложения каких-либо усилий. Мотивом посещения клуба или кружка в первую очередь является возможность встречи с друзьями, а стремление узнать что-то новое зачастую отодвинуто на второй план.

Для многих самыми популярными формами проведения досуга являются дискотеки, ночные клубы, разного рода шоу, развлекательно-игровые программы, хобби-центры и т.д., где на первый план выходят развлечения, которые»… дают возможность приятно провести время, повеселиться, отвлечься от повседневных дел, забыться».

Сейчас актуальным становится поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно-досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игровых программ, театрализованных зрелищ и фольклорных программ.

Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на содержание досуга, но вряд ли следует сомневаться в том, что культурно-досуговая сфера в целом нуждается в совершенствовании, разнообразии, освобождении от несвойственных природе досуга функций, актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. В создавшейся ситуации как никогда необходим профессиональный подход в оптимизации общественного досуга, а это в свою очередь требует значительного качественного повышения уровня подготовки кадров для этой сферы духовной жизни.

Анализируя разнообразные формы молодежного досуга, мы видим, что в них доминирует развлекательное начало. Само по себе это не так уж плохо, но если речь идет о его содержании, то необходимо предложить досуговым центрам информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные комплексные культурно-досуговые программы. Они универсальные по своему характеру и содержанию решаемых задач, построены по заранее разработанному сценарию.

Процесс разработки сценария комплексных культурно-досуговых программ включает в себя:

четкую постановку цели будущей программы;

органическое соединение всех видов предметной деятельности аудитории; определение содержания, соответствующего цели программы;

выбор методов и приемов рационального и эмоционального воздействия на аудиторию с учетом ее особенностей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Организация и содержание исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...

Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точ ...

Работа с педагогами
Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей. В педагогическом плане глав ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru