Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется высокий уровень культуры самой молодой аудитории, а также форм ее организации. С другой стороны, излишняя заорганизованность, «покушение» на свободу деятельности приводят молодого человека к выбору формы проведения свободного времени не всегда высокого качества, что часто квалифицируется как антикультура.
Для большей части молодежи наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг, в основном, выполняет рекреационную функцию, в то время как познавательная, креативная не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.
Социально-педагогические возможности различных видов досуговой деятельности можно сгруппировать в определенную систему по степени их активности, содержания и развития личности. Это, в первую очередь, присвоение культурных ценностей; самообразование, в том числе и этическое; культурно-творческие занятия; досуговое общение; развлекательно-игровые занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; любительство, хобби; пассивный отдых.
Педагогическое руководство досуговой деятельностью призвано решать следующие задачи:
развитие разнообразных духовных интересов и потребностей;
насыщение досуга содержательными видами деятельности;
формирование высокой степени самоорганизации личностью своего досуга;
переход от простых форм рекреации к более сложным в культурном плане;
целенаправленное воздействие на структуру и содержание свободного времени;
профилактическая деятельность против антикультурных занятий.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими психологическими свойствами, которые определяются культурой, закономерностями социализации, воспитанием, семейным положением и т.д.
В данном исследовании мы рассматриваем молодежь 15–20 лет как самую активную часть посетителей досуговых учреждений, мотивом которых является деятельность во всех ее видах и формах, посредством которой осуществляется приобщение к миру культуры, т.е. инкультурация, что также повышает социальную активность молодых людей.
Независимо от основного вида деятельности (учебной, трудовой и др.) в сознании молодежи понятие «досуг» во многом связано с рекреационной деятельностью, отдыхом и развлечением, не требующими познавательной активности, приложения каких-либо усилий. Мотивом посещения клуба или кружка в первую очередь является возможность встречи с друзьями, а стремление узнать что-то новое зачастую отодвинуто на второй план.
Для многих самыми популярными формами проведения досуга являются дискотеки, ночные клубы, разного рода шоу, развлекательно-игровые программы, хобби-центры и т.д., где на первый план выходят развлечения, которые»… дают возможность приятно провести время, повеселиться, отвлечься от повседневных дел, забыться».
Сейчас актуальным становится поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно-досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игровых программ, театрализованных зрелищ и фольклорных программ.
Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на содержание досуга, но вряд ли следует сомневаться в том, что культурно-досуговая сфера в целом нуждается в совершенствовании, разнообразии, освобождении от несвойственных природе досуга функций, актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. В создавшейся ситуации как никогда необходим профессиональный подход в оптимизации общественного досуга, а это в свою очередь требует значительного качественного повышения уровня подготовки кадров для этой сферы духовной жизни.
Анализируя разнообразные формы молодежного досуга, мы видим, что в них доминирует развлекательное начало. Само по себе это не так уж плохо, но если речь идет о его содержании, то необходимо предложить досуговым центрам информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные комплексные культурно-досуговые программы. Они универсальные по своему характеру и содержанию решаемых задач, построены по заранее разработанному сценарию.
Процесс разработки сценария комплексных культурно-досуговых программ включает в себя:
четкую постановку цели будущей программы;
органическое соединение всех видов предметной деятельности аудитории; определение содержания, соответствующего цели программы;
выбор методов и приемов рационального и эмоционального воздействия на аудиторию с учетом ее особенностей.
Новое в образовании:
Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же ...
Декоративная живопись
Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта ...
Темперная живопись
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего веществ ...