Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования

Педагогика сегодня » Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Благодаря воображению существует религия, в науке совершаются открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и другая психическая функция человека, требует наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в творческой деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

https://fourtex.ru войлок купить рулонный вои лок рулон.

Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Взяв фотоаппарат в руки, или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография – довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию – оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для моего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая мною, дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие подростков в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел и пережил, чем больше, он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Проблема исследования обусловлена тем, что в наш период научно-технического прогресса, в ходе огромных социальных преобразований очень важно выявить, сформировать творческий потенциал у детей и подростков и активизировать его, для саморазвития, проявления собственной индивидуализации, самосовершенствования, обогащения духовного мира. В ходе исследования важно проследить изменения уровня сформированности творческих способностей на начальном этапе исследования и в его конечном результате.

Цель исследования: Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки в сфере дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и характеристику творческих способностей

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста

3. Рассмотреть в условиях учреждений дополнительного образования творческую самореализацию подростка

4. Проанализировать работу с фотографией в различных направлениях

5. Проанализировать деятельность Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района

6. Провести исследовательскую работу для выявления оценки эффективности творческих способностей подростков

7. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков путем создания фотовыставки

Объектом исследования являются творческие способности подростков

Предмет исследования: эффективное развитие творческих способностей подростков в процессе создания фотовыставки на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей подростков будет более эффективным, если:

– будут учтены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков

– будут организованы специальные занятия по выявлению творческих способностей детей подросткового возраста искусством фотографии

– будет проводиться диагностика и активное развитие творческих способностей подростков в процессе занятий по искусству фотографии

Методологическую базу исследования составили работы по психологии, педагогике, философии, социально-культурной деятельности, методических пособий (Теплов Б.М., Рубинштейн Л.С., Немов Н.С., Выготский Л.С., Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Фельдштейн Д.И., Леонтьев А.Н и другие авторы).

Степень научной разработанности проблемы:

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.

Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.

Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др.

Методы исследования:

1. Теоретические

Анализ документов

а) анализ психолого-педагогической, методической литературы;

б) изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

2. Эмпирические

а) анкетирование.

б) тестирование

в) эксперимент

База исследования: Дворец Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Теоретическая значимость работы заключается в анализе социально-педагогических основ развития творческих способностей подростков, а так же в анализе взаимодействия подростка в работе с фотографией.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, специалистами культурно – досуговых учреждений в работе по развитию творческих способностей подростков.

Апробация исследования была проведена на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района. Было проведено исследование, для выявления творческих способностей у 40 респондентов. Это были дети подросткового возраста 13–15 лет, воспитанники хореографического отдела (20 человек) и воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек).


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru