Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Педагогика сегодня » Фотография как средство развития творческого потенциала подростка в сфере дополнительного образования » Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Страница 3

г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:

Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО – со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся.

Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний. Надо сказать, что такая взаимосвязь необходима на всех этапах воспитания всесторонне развитой личности, осуществляемой по принципу «вертикальной преемственности» на всем пути непрерывного образования.

Период внешкольного воспитания и учебы в школе правомерно рассматривать как стартовую площадку будущего профессионального самосовершенствования, от которой зависит весь личностный и творческий потенциал развивающегося индивида, его квалификационный статус. Этот этап можно назвать наиболее оптимальным в определении жизненных планов и перспектив.

Таким образом, «превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексию (осознания) его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросам: кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО), зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом), чему учить (содержание дополнительного образования); кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога).»

Насущная задача педагогических коллективов внешкольные учреждения – создать механизмы, структуры нового качества, нового содержания, бережно относясь ко всему, что наработано и накоплено практикой. Важно помнить, что подросток, старшеклассник приходит не в кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его развитие.

Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...

Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ
При изучении творчества П.И. Чайковского в начальных классах ДМШ, необходимо развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки. Слушание музыки: развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми при ...

Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста
Психологи указывают на четыре обязательных признака трудовой деятельности: - сознательное предвосхищение результата, при этом сознание социальной ценности результата выступает у человека как существенный регулятор; - сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, которое подкрепля ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru