Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня
– это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
– сон;
– пребывание на открытом воздухе (прогулки);
– воспитательная и учебная деятельность;
– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
– самообслуживание, помощь семье;
– приемы пищи;
– личная гигиена.
Сон
обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Пребывание на открытом воздухе
(прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
Воспитательная и учебная деятельность.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.
Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.
Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.
Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.
В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.
Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.
Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.
При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.
Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.
В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.
На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.
Распорядок дня (в теплое время)
Режимные процессы |
1 млад. гр. |
2 млад. гр. |
средняя гр. |
старшая гр. |
подгот. гр. |
Подъем, утренний туалет |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика |
7.00–8.00 |
7.00–8.20 |
7.00–8.25 |
7.00–8.35 |
7.00–8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00–8.30 |
8.20–8.55 |
8.25–8.55 |
8.35–9.00 |
8.35–8.55 |
Игры, подготовка к прогулке, выход |
8.30–8.50 |
8.55–9.15 |
8.55–9.20 |
9.00–9.15 |
8.55–9.05 |
Занятие (на участке) |
8.50–9.00 |
9.15–9.30 |
9.20–9.40 |
9.15–9.45 |
9.05–9.35 |
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры |
9.15–11.30 |
9.30–11.15 |
9.40–11.35 |
9.45–12.15 |
9.35–12.10 |
Возращение с прогулки, водные процедуры, игры |
11.30–11.50 |
11.15–11.40 |
11.35–12.00 |
12.15–12.30 |
12.10–12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
11.50–12.30 |
11.40–12.20 |
12.00–12.35 |
12.30–13.00 |
12.30–13.00 |
Подготовка ко сну, сон |
12.30–15.10 |
12.20–15.10 |
12.35–15.10 |
13.00–15.00 |
13.00–15.00 |
Подъем, полдник |
15.15–15.35 |
15.10–15.30 |
15.10–15.30 |
15.00–15.25 |
15.00–15.25 |
Подготовка к прогулке, игры |
15.35–15.50 |
15.30–15.50 |
15.30–16.00 |
15.25–16.10 |
15.25–16.20 |
Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой |
16.40–19.00 |
16.30–19.00 |
16.40–19.00 |
16.50–19.00 |
16.55–19.00 |
Распорядок дня (в холодное время)
Режимные процессы |
1 млад. гр. |
2 млад. гр. |
средняя гр. |
старшая гр. |
подгот. гр. |
Подъем, утренний туалет |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
6.30–7.30 |
Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика |
7.00–8.00 |
7.00–8.20 |
7.00–8.25 |
7.00–8.30 |
7.00–8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00–8.30 |
8.20–8.55 |
8.25–8.55 |
8.30–8.55 |
8.30–8.50 |
Подготовка к занятиям |
8.20–9.00 |
8.55–9.00 |
8.55–9.00 |
8.55–9.00 |
8.50–9.00 |
Занятия |
8.40–9.15 |
9.00–9.35 |
9.00–9.50 |
9.00–10.50 |
9.00–11.05 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка |
9.15–11.30 |
9.35–11.35 |
9.50–11.50 |
10.50–12.25 |
11.05–12.35 |
Возращение с прогулки, игры |
11.30–12.10 |
11.35–12.00 |
11.50–12.15 |
12.25–12.40 |
12.35–12.45 |
Подготовка к обеду, обед |
11.50–12.30 |
12.00–12.40 |
12.15–12.50 |
12.40–13.10 |
12.45–13.15 |
Подготовка ко сну, сон |
12.30–15.00 |
12.40–15.00 |
12.50–15.00 |
13.10–15.00 |
13.15–15.00 |
Подъем, полдник |
15.00–15.15 |
15.00–15.15 |
15.00–15.15 |
15.00–15.15 |
15.00–15.15 |
Игры, самост. худож. деят., занятия |
15.15–15.40 |
15.15–15.50 |
15.15–16.00 |
15.15–16.10 |
15.15–16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой |
16.20–19.00 |
16.30–19.00 |
16.40–19.00 |
16.50–19.00 |
16.55–19.00 |
Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.
Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.
Новое в образовании:
Организация учебного процесса по ПФСС
Изучение дисциплины ПФСС имеет ряд особенностей, отливающих ее от других дисциплин учебного плана. Во-первых, учебные группы здесь формируются с учетом вида спорта и подготовленности, принятых в вуз. Это дает возможность избежать лишних затрат времени на начальное освоение основ вида спорта и созда ...
Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в
современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...
Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...