Трактовка сущности и взаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальным вопросом, как для теории, так и для практики воспитания.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.
Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности. Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Ее содержание составляют такие элементы, как:
- эстетические знания, взгляды и убеждения
- эстетическая реакция на объект
- эстетический вкус
- эстетический идеал
- эстетическая мотивация (потребности, интересы, установки)
- эстетическая деятельность
Из всего вышеизложенного вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:
освоение основ эстетической теории и приобретение знаний в смежных с эстетикой областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;
формирование эмоционально – чувственной сферы психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;
формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;
выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;
воспитание потребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферы деятельности гармонию.
Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных факторов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что придает ему качественную определенность, целостность, которую именуют эстетической культурой личности.
Эстетическое воспитание не представляет собой изолированную, отдельную от других область воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное от других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, художественного и др. При этом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность.
Переходя к сущности художественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим, следует отметить, что содержание художественного воспитания может трактоваться в узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание есть формирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребности общения с художественными ценностями. При расширительном толковании в сферу художественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.
Новое в образовании:
Цели и содержание обучения диалогической
речи
Согласно Программе обучения иностранным языкам в средней школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиал ...
Урок «игра-соревнование» «если вместе, если дружно»
Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Задачи: 1. Формирование дружного коллектива. 2. Развитие навыков взаимодействия 3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навы ...
Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...