Трактовка сущности и взаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальным вопросом, как для теории, так и для практики воспитания.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.
Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности. Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Ее содержание составляют такие элементы, как:
- эстетические знания, взгляды и убеждения
- эстетическая реакция на объект
- эстетический вкус
- эстетический идеал
- эстетическая мотивация (потребности, интересы, установки)
- эстетическая деятельность
Из всего вышеизложенного вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:
освоение основ эстетической теории и приобретение знаний в смежных с эстетикой областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;
формирование эмоционально – чувственной сферы психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;
формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;
выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;
воспитание потребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферы деятельности гармонию.
Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных факторов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что придает ему качественную определенность, целостность, которую именуют эстетической культурой личности.
Эстетическое воспитание не представляет собой изолированную, отдельную от других область воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное от других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, художественного и др. При этом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность.
Переходя к сущности художественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим, следует отметить, что содержание художественного воспитания может трактоваться в узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание есть формирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребности общения с художественными ценностями. При расширительном толковании в сферу художественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.
Новое в образовании:
Научно-методологическое обеспечение деятельности классного руководителя в современной школе
Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихс ...
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...
Высшее образование
В средневековых христианских странах Европы, которые располагались на территории поздней Римской империи, высшее образование можно было получить только в школах при соборах и монастырях. В XII веке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей и студентов. В 1211 г. в Пар ...