Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи

Страница 1

Трактовка сущности и взаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальным вопросом, как для теории, так и для практики воспитания.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности. Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из системной модели. Ее содержание составляют такие элементы, как:

- эстетические знания, взгляды и убеждения

- эстетическая реакция на объект

- эстетический вкус

- эстетический идеал

- эстетическая мотивация (потребности, интересы, установки)

- эстетическая деятельность

Из всего вышеизложенного вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:

освоение основ эстетической теории и приобретение знаний в смежных с эстетикой областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;

формирование эмоционально – чувственной сферы психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;

формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;

выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;

воспитание потребности и развитие способности к эстетизации – вносить во все сферы деятельности гармонию.

Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных факторов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что придает ему качественную определенность, целостность, которую именуют эстетической культурой личности.

Эстетическое воспитание не представляет собой изолированную, отдельную от других область воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное от других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, художественного и др. При этом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность.

Переходя к сущности художественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим, следует отметить, что содержание художественного воспитания может трактоваться в узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание есть формирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребности общения с художественными ценностями. При расширительном толковании в сферу художественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможно ...

Методы и формы семейного воспитания
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику: • влияние на ребенка индивидуальное, осн ...

Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru