Процесс художественного воспитания включает в себя, прежде всего художественное образование. Сущность последнего состоит в освоении художественного наследия. Художественное образование предполагает как усвоение искусствоведческих знаний, так и освоение эстетической теории.
Каждый вид искусства «говорит» с воспринимающим на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для воплощения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, т. е. получают особое художественно-смысловое значение.
Важной и необходимой частью художественного воспитания является практика общения с художественными ценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения с произведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируется художественный идеал, художественные потребности и интересы в общении с искусством.
Что касается обучения художественному творчеству, которое включает в себя художественное воспитание при его расширительной трактовке, то следует заметить, что основными составляющими художественного творчества являются специальные способности (как предпосылка) и мастерство. Если последнее формируется в процессе обучения, то основу способностей составляют врожденные задатки, которые развиваются в способности в результате определенной деятельности.
Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться.
Новое в образовании:
Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...
Режим
в выходные и праздничные дни
Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если р ...
Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими
сторонами психического развития ребенка
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не ...