Взаимодействие школы и семьи

Страница 2

Успех сотрудничества всецело зависит от соблюдения учителем этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с детьми и родителями. При этом выявлена решающая роль содержательного и организационного уровней работы с семьей в создании содружества "учитель - дети - родители".

Следует отметить, что от позитивного взаимодействия выигрывают не только семья, дети, но и педагоги: постоянно самосовершенствуются; приобретают уверенность в себе; вносят изменения в свои семейные отношения, что способствует созданию эмоционального благополучия в собственном доме; улучшается содержательный, технологический, методический уровень воспитывающей деятельности; за счет приобретенных средств, приемов гуманизации отношений более совершенным становится урок (дети не боятся вступать в диалог, действуют без хитрости, сами несут ответственность за свое поведение и т.п.).

Как сделать радостными совместные переживания родителей и педагогов по поводу общей цели - воспитание человека? Ответ один: только при бесконфликтном, заинтересованном, активном взаимодействии. Социальному педагогу необходимо строить отношения с родителями (и их детьми) на основе уважения, равенства, партнерства, доброжелательности.

М. И. Станкин рекомендует следующие правила общения: ответственность за слово и дело (как перед детьми, так и перед родителями); признание человеческой личности - высшей мировой ценностью человек - высшее существо для человека; "золотое" правило нравственности - относись к другим людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

А С. Шенкман дает следующие рекомендации по поведению социального педагога с родителями: не оставаться наедине со своими неприятностями. Исповедоваться умному, доброжелательному, рассудительному человеку. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой. Не позволять себе раздражения, гневного состояния. При возникновении подобного чувства приучать себя делать паузу, осмысливая в это время ситуацию. Если есть возможность, целесообразно для разрядки заняться тяжелой физической работой. Не упрямиться, не позволять себе быть капризным. Если вопрос не принципиален, уступать. Разумная уступка вызывает уважение. Нельзя быть совершенным во всем. Не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне. Достаточно иметь успехи в одной -двух областях, а все остальное выполнять добросовестно. Не предъявлять чрезмерных требований к окружающим. Принимать людей такими, какие они есть. Не стремиться сделать их удобными для себя.

Основой общения является уважение. Что касается тактической стороны взаимоотношений с родителями, то они, как отмечает Н. Е. Щуркова, выстраиваются педагогом благодаря единой ведущей идее "заботы о развитии ребенка". Эта забота разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как к личности, т.е. выступает как цель, как мотив, как способ общения с родителями.

Другой важный момент взаимодействия с родителями - следить в разговоре за своими словами. Недаром люди подметили: "Слово ранит, слово и согревает", "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" и др. Одно и то же слово, выражение можно сказать по-разному (с улыбкой или натянуто; глядя человеку в глаза или поверх глаз), то есть очень важно думать не только о смысле сказанного, но и о технологии его озвучивания. Самыми разрушительными во взаимоотношениях людей, в том числе между родителями и учителями, являются зло, гнев. Если эти состояния поддерживаются длительное время, начинается затяжной конфликт, в который втянуты и взрослые, и дети.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий
Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индивидуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особен ...

Деловые игры
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетен ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru