Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ

Педагогика сегодня » Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ

Страница 4

Творчество Чайковского отличает эмоциональная выразительность и драматичность. Его оперы и симфонии написаны в романтичном стиле.

Музыка Чайковского выделялась среди музыкальных произведений современников чувственными мелодиями и структурированностью.

Петр Ильич Чайковский требовательно подходил к оркестровке произведений, всегда искал новые музыкальные комбинации. Эта склонность у него появилась еще в годы обучения в Санкт-Петербургской консерватории.

Стиль, в котором творил Чайковский, невероятно нравился царю Александру III, а также Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову.

Как уже говорилось, произведения Чайковского отличались от произведений композиторов тех лет. Музыка Чайковского не была похожей на музыку великих композиторов «Могучей кучки» - М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Содержание произведений П.И. Чайковского универсально, оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней раскрываются произведения русской и мировой литературы - А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. В музыкальных произведениях Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

Произведения:

Оперы: Воевода (1868), Ундина (1869), Опричник (1872), Евгений Онегин (1878), Орлеанская дева (1879), Мазепа (1883), Черевички (1885), Чародейка (1887), Пиковая дама (1891), Иоланта (1891).

Балеты: Лебединое озеро (1876), Спящая красавица (1889), Щелкунчик (1892).

Симфонические произведения: «Гроза», увертюра к драме (1864); Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866); «Фатум», симфоническая фантазия (1868); Симфония № 2 (1872); Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875); Симфония № 3 (1875); «Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876); Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром (1878); Концерт для Скрипки с оркестром (1878); Симфония № 4 (1878); «1812 год», торжественная увертюра (1880); «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880); Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1880); «Манфред», симфония (1885); Pezzo capriccioso (1887); Симфония № 5 (1888); Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1893); Симфония № 6 (1893).

Отдельные оркестровые произведения: Славянский марш (1876), Марш Добровольного флота (1878).Просмотр презентации. Слушание музыки.

В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества, фрагмент из увертюры «Ромео и Джульетта».

Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения. Одно из них - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), по одноимённому произведению В.Шекспира.

Содержание: два уважаемых и гордых семейства Монтекки и Капулетти находятся в длительной вражде. Никто не хочет первым остановить вражду, а тем более уступить друг другу. К несчастью их дети Ромео и Джульетта полюбили друг друга. Их не останавливает семейная вражда, но всё складывается против них. Молодые люди погибают во имя любви к друг другу. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

Анализ музыки увертюры «Ромео и Джульетта». Ответы учащихся: чувствуется глубина и трагичность произведения, сильные чувства, любовь и смерть. Каков характер музыки? (ответы учащихся) эта тема взята из жизни? Так может случиться в наше время? (ответы учащихся) Вы послушали программное произведение – увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».

Что значит программное произведение?

Программное произведение – это чаще всего симфоническая музыка, в основе которой лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет. Програмность произведения задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

Что такое увертюра? Что необычного здесь? Увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. В данном случае произведение самостоятельное, т.е. это не вступительная часть и здесь нет продолжения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Правила принципа доступности в обучении
Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, ...

Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...

Специфика урока немецкого языка
Урок немецкого языка - это логически законченная часть работы по обучению языку, главной целью которой является достижение определенных целей практического, общеобразовательного и воспитательного характера. Для достижения позитивного результата по выполнению этих целей необходимо сделать заранее сп ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru