Творчество Чайковского отличает эмоциональная выразительность и драматичность. Его оперы и симфонии написаны в романтичном стиле.
Музыка Чайковского выделялась среди музыкальных произведений современников чувственными мелодиями и структурированностью.
Петр Ильич Чайковский требовательно подходил к оркестровке произведений, всегда искал новые музыкальные комбинации. Эта склонность у него появилась еще в годы обучения в Санкт-Петербургской консерватории.
Стиль, в котором творил Чайковский, невероятно нравился царю Александру III, а также Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову.
Как уже говорилось, произведения Чайковского отличались от произведений композиторов тех лет. Музыка Чайковского не была похожей на музыку великих композиторов «Могучей кучки» - М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Содержание произведений П.И. Чайковского универсально, оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней раскрываются произведения русской и мировой литературы - А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. В музыкальных произведениях Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
Произведения:
Оперы: Воевода (1868), Ундина (1869), Опричник (1872), Евгений Онегин (1878), Орлеанская дева (1879), Мазепа (1883), Черевички (1885), Чародейка (1887), Пиковая дама (1891), Иоланта (1891).
Балеты: Лебединое озеро (1876), Спящая красавица (1889), Щелкунчик (1892).
Симфонические произведения: «Гроза», увертюра к драме (1864); Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866); «Фатум», симфоническая фантазия (1868); Симфония № 2 (1872); Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875); Симфония № 3 (1875); «Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876); Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром (1878); Концерт для Скрипки с оркестром (1878); Симфония № 4 (1878); «1812 год», торжественная увертюра (1880); «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880); Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1880); «Манфред», симфония (1885); Pezzo capriccioso (1887); Симфония № 5 (1888); Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1893); Симфония № 6 (1893).
Отдельные оркестровые произведения: Славянский марш (1876), Марш Добровольного флота (1878).Просмотр презентации. Слушание музыки.
В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества, фрагмент из увертюры «Ромео и Джульетта».
Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения. Одно из них - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), по одноимённому произведению В.Шекспира.
Содержание: два уважаемых и гордых семейства Монтекки и Капулетти находятся в длительной вражде. Никто не хочет первым остановить вражду, а тем более уступить друг другу. К несчастью их дети Ромео и Джульетта полюбили друг друга. Их не останавливает семейная вражда, но всё складывается против них. Молодые люди погибают во имя любви к друг другу. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.
Анализ музыки увертюры «Ромео и Джульетта». Ответы учащихся: чувствуется глубина и трагичность произведения, сильные чувства, любовь и смерть. Каков характер музыки? (ответы учащихся) эта тема взята из жизни? Так может случиться в наше время? (ответы учащихся) Вы послушали программное произведение – увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».
Что значит программное произведение?
Программное произведение – это чаще всего симфоническая музыка, в основе которой лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет. Програмность произведения задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.
Что такое увертюра? Что необычного здесь? Увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. В данном случае произведение самостоятельное, т.е. это не вступительная часть и здесь нет продолжения.
Новое в образовании:
Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в
сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...
Классификация компьютерных диагностических методик
Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решен ...
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного
возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...