Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ

Педагогика сегодня » Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ

Страница 3

Слушание:

«Как вы думаете, почему обязательно на конкурсе звучит это произведение?» (ответы детей) – «Какие интонации вам слышите в этом произведении?» (Величественные, торжественные, праздничные). Какой характер наиболее близок этому произведению? Как звучала мелодия: плавно или отрывисто, постепенно или скачками? Какой темп использовал композитор, лад? Какова сила звучания этой музыки? Для чего композитор

Второе полугодие посвящается теме: «Как говорит музыка» Как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Здесь изучаются элементы музыкальной речи(мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, тембр ит.д. Дается различие между разговорной и музыкальной речью. Дается понятие музыкальной интонации. Рассматриваются особенности интонаций песен, маршей и танцев. Вокальные, ритмические, пластические импровизации с использованием «зерна-интонации». Рассматривается зависимость приемов развития в вокальных произведениях от поэтического текста, в инструментальной – от замысла композитора. Дается понятие форме музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариация. Изучается содержание музыкального произведения.Воплощение музыкального произведения в различных формах и жанрах на основе приемов повтора, контраста, вариативности.

Все эти теоретические знания подкрепляются на слушании балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1-е действие. Марш.)

Изучение построения музыки:

Двухчастная форма. П.Чайковский. «Неаполитанская песенка» из сборника «Детский альбом».

Трехчастная форма. П.И.Чайковский. «Песня жаворонка» из сборника «Детский альбом».

Продолжая изучение жизни и творчества композитора можно использовать высказывания П.И.Чайковского: «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть», «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу. Это слова русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого композитора. Через его музыку попытаемся выявить жизненные истоки музыки, отражение противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи в произведениях.

Назовите произведения П.И. Чайковского какие знаете. (запись на обратной стороне доски для сравнения в конце урока)

Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души.

Сборник песен из «Детского альбома». 1. Утренняя молитва; 2. Зимнее утро; 3.Мама; 4.Игра в лошадки; 5. Марш деревянных солдатиков; 6. Болезнь куклы; 7. Похороны куклы; 8. Вальс; 9. Новая кукла; 10. Мазурка; 11. Русская песня; 12. Мужик на гармонике играет; 13. Камаринская; 14. Полька; 15. Итальянская песенка; 16. Старинная французская песенка; 17. Немецкая песенка; 18. Неаполитанская песенка; 19. Нянина сказка; 20. Баба Яга; 21. Сладкая греза; 22. Песня жаворонка; 23. Шарманщик поет; 24. В церкви.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг .", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву. После окончания Училища правоведения, в 1859 году, Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции. Однако он продолжал заниматься музыкой как любитель. По собственному желанию (несмотря на скептическое отношение отца) в 1861 году Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 года эти классы были реорганизованы в первую в России Петербургскую консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие дет ...

Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...

Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru