Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Страница 2

При выполнении заданий, связанных с повышением надежности эксплуатируемых изделий, необходимо проанализировать влияние различных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на конструктивную прочность, и выбрать наиболее значимые, которые необходимо нейтрализовать или ослабить для уменьшения эффекта разупрочнения.

При установлении этих зависимостей можно построить модель процесса разрушения реальных деталей, эксплуатируемых в агрессивных средах. Наличие на кафедре технологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого научно-исследовательских лабораторий «Материаловедение» и «Длительной прочности конструкционных материалов в агрессивных средах», позволяет на лабораторных работах и при выполнении учебно-исследовательских заданий при изучении прочностных и эксплуатационных характеристик проводить экспериментальные исследования и устанавливать зависимости между изучаемыми свойствами и воздействующими факторами, приводящими к потере прочностных характеристик. Введение в структуру лабораторных работ учебно-исследовательского компонента во многом способствует повышению мотивации обучения, закреплению знаний и формированию специализированных компетенций.

При выполнении учебно-исследовательских заданий студент учился применять знания для активного воздействия на процесс производства на уровне умственной деятельности, предвидеть результаты своих действий и управлять ими. В процессе построения идеальной модели он формировал предмет исследования, т. е. выделял в конкретном объекте те признаки, которые составляют сущность целого класса объектов и делают их предметом изучения. Знания, полученные при конструировании идеальной модели изучаемого объекта, имеют обобщенный характер, т. к. могут применяться и к другим объектам. Кроме того, знания об идеальной модели имеют самостоятельную ценность, которая заключается в том, что они могут быть перенесены на реальные объекты.

На третьем этапе выполнения учебно-исследовательского задания студент конструировал материальную модель исследуемого объекта. Эта модель является переходным звеном от теории к практической деятельности, она позволяет студенту проверить в эксперименте свои гипотетические построения.

В нашем примере общая цель задания была сформулирована следующим образом: «Изучить влияние агрессивных сред и растягивающих напряжений на потерю прочности в процессе эксплуатации деталей из конструкционных сталей». Общая цель обычно конкретизировалась в виде ряда частных задач и заданий. Их постановка определяется материальными возможностями учебной лаборатории, содержанием учебного материала, изученного в ходе теоретических занятий, целями профессиональной подготовки, специализацией студентов группы, уровнем знаний и интересами отдельных студентов, временем, отводимым на изучение данной темы, расписанием занятий и другими организационно-педагогическими условиями. Поэтому в структуре каждого задания были задания обязательные для выполнения всеми студентами – инвариантный блок, и переменный блок, который формируется на основе информации, имеющейся в распоряжении преподавателя и студентов.

Отдельные задания позволяли смоделировать и изучить стороны исследуемого объекта. Например, одно из заданий было сформулировано следующим образом: «Разработать конструкцию коррозионной камеры для определения прочностных характеристик в агрессивной среде». Для его выполнения студент должен был:

– спроектировать схему экспериментальной установки (идеальную модель эксперимента);

– разработать конструкцию коррозионной камеры, методику проведения испытаний и определения изменения прочностных характеристик;

– организовать свою дальнейшую экспериментальную деятельность;

– собрать установку;

– установить в захваты универсальной разрывной машины коррозионную камеру с тягами, с помощью которых исследуемый образец подвергается растяжению в агрессивной среде, т. е. создать материальную модель для изучения отдельной характеристики исследуемого объекта.

В процессе этой деятельности на основе имеющихся знаний и опыта конструирования и проведения эксперимента у будущего учителя вырабатываются необходимые умения, которые имеют технологические признаки. Однако только некоторые из них (умения планировать, организовать работу, переносить знания на новые объекты, придавать им заданную направленность, строить идеальные модели технической закономерности) мы относим к технологическим компетенциям, т. к. они обладают признаком всеобщности. Остальные умения, например, умения пользоваться измерительными приборами, составлять электрические цепи, паять, налаживать оборудование и другие способствуют формированию политехнических умений, но они являются общетехническими умениями. Например, процесс формирования технологических компетенций, таких как проектно-конструкторских, проектно-технологических и др. опирается не только на уже приобретенные знания, но и на формирующиеся компетенции – расчетно-графические, технико-технологические, позволяющие реализовать в конкретной ситуации умения чертить схемы, умения пользоваться приборами, измерительные умения, умения составлять электрические цепи и многие другие, которые наряду со знаниями и эмоционально – ценностным отношением и составляют личный опыт технологической деятельности. Напомним, что по мнению К. К. Платонова: «Умение – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях, высшее человеческое свойство, способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще ...

Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста
Физическое развитие – это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно – его роста и формирова ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru