Практически непрерывный процесс реформирования системы образования Франции, начавшийся в 1968 году принятием Закона об ориентации высшего образования, представляет собой последовательную цепь преобразований, направленность и содержание которых определялась наиболее неотложными проблемами национальной системы образования на конкретных этапах ее развития. В этой связи можно выделить период коренных структурно-организационных преобразований высшей школы (70-80ые годы), период оптимизации управленческих принципов и механизмов системы образования в целом и ее отдельных составляющих (80-90ые годы), период концентрации усилий на качестве и содержании обучения (90-е годы).
Нормативно- правовое обеспечение реформ, основой которого являются программные законы № 8452 от 26.01.1984г. о высшем образовании и № 89-489 от 10.07.1989г. об ориентации образования, постоянно дополняется и актуализируется законами более частного характера, президентскими декретами и постановлениями правительства.
Указанный выше закон об ориентации образования (1989) представляет собой законодательный акт, в котором впервые за последние сто лет охвачена вся совокупность системы образования от детских садов до высшей школы. Закон формулирует цели образовательной политики на длительную перспективу и по существу является долгосрочной национальной программой в области образования. Реформирование высшего образования
Интенсивное реформирование системы высшего образования Франции началось с создания при университетах «университетских институтов технологии», осуществляющих в течение 2 лет профессиональную подготовку специалистов, предназначенных для непосредственного использования на рынке труда. В дальнейшем этот сектор подготовки, постоянно расширяющийся за счет открытия новых специальностей и введения новых типов дипломов, оказался одним из наиболее эффективных и пользующихся самым высоким спросом со стороны абитуриентов – выпускников средних школ (лицеев). В настоящее время этот сектор, включающий в себя наряду с университетскими институтами технологии аналогичные подразделения с двухлетним сроком обучения, функционирующие в рамках университетов или автономно, обеспечивает основную часть потребности Франции в кадрах среднего уровня. Преобладающие профили подготовки: техника, информатика, экономика, сфера обслуживания. Осуществляемое в этих учебных заведениях образование, юридически относящееся к высшему, все чаще выделяют как особый краткосрочный тип высшего профессионального образования, называемый термином «третичный Б» (tertiary В), в отличие от «третичного А» (tertiary А), который ассоциируется с образовательными программами, ведущими, как минимум, к университетской степени бакалавра.
В последующие периоды продолжалось структурное преобразование высшей школы, происходившее по трем следующим основным направлениям:
автономия, под которой понимается децентрализация управления высшей школой на всех уровнях и расширение автономных прав учебных заведений и подразделений;
участие, предполагающее большую причастность студентов и преподавательского корпуса, а также, представителей деловых кругов и других заинтересованных слоев общества к решению вопросов, определяющих развитие и функционирование вузов, и к непосредственному управлению вузами;
многодисциплинарность, являющаяся фактически основным направлением всех реформ высшей школы Франции.
Практическое осуществление многодисциплинарности вылилось в радикальную перестройку существовавших ранее вузовских структур, что заняло по времени период около 30 лет. В результате основные организационные компоненты вузов – узкоспециальные или узкодисциплинарные факультеты и кафедры были заменены новыми междисциплинарными подразделениями, так называемыми учебно-исследовательскими единицами (Unite d`Enseignement et de Recherche или Unite de Formation et de Recherche). Они стали основными центрами принятия решений в университетах, обладающими значительной самостоятельностью в определении целей и содержания обучения и НИР.
Наряду с изменением внутренней структуры университетов была постепенно проведена реструктуризация самих вузов с целью повышения их управляемости и эффективности. Все крупные университеты были расчленены на самостоятельные вузы, имеющие оптимальные размеры и определенную профилизацию, основанные на социально-экономической и региональной целесообразности.
В последующем реформирование высшей школы Франции продолжалось в соответствии с целями и задачами названного выше Закона об ориентации. С этой целью были приняты новые законы, декреты и многочисленные правительственные постановления. К настоящему времени период коренных структурных преобразований высшего образования считается завершенным и продолжается работа по оптимизации и актуализации существующих структур и организационно-содержательной базы высшей школы. Основные направления деятельности, осуществляемой в этом отношении в настоящее время, следующие:
Новое в образовании:
Классификация компьютерных диагностических методик
Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решен ...
Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель
Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А. ...
Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и
другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств
личности через сказку
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание. Из всего обилия трактовок общения взяли з ...