Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Формирование технологической компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной работы

Страница 4

Мы по-иному определили структуру и содержание политехнической и технологической деятельности, следовательно, разрабатываем и другую методику формирования технологических знаний, умений и компетенций. Однако для нас ценность идеи П. И. Ставского заключается в том, что ее можно использовать для отбора объектов изучения студентами с помощью учебно-исследовательских заданий. Развивая его идею, мы выработали критерии отбора объектов для построения моделей технологической деятельности:

– Объекты должны обеспечивать возможность широкого переноса знаний и умений. Другими словами эти объекты должны иметь широкое распространение на производстве.

– Объекты должны отвечать содержанию специализации будущего учителя технологии. Например, учитель должен изучать преимущественно: производственные машины; технологические процессы, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и оказанием услуг; механические устройства и т. п.

– Объекты должны относиться к одной из основных групп производственных машин и устройств. П. И. Ставский, например, выделил четыре группы объектов, соответствующих четырем всеобщим универсальным принципам производственных процессов – это группа механико-технических, электротехнических, организационных и группа экономических принципов ведения производства [303]. Этот перечень можно уточнить и дополнить, однако здесь мы рассматриваем только общие подходы к определению критериев отбора объектов.

При разработке критериев отбора объектов исследования особое внимание должно уделяться развитию материальной базы вуза, факультета и специализированных лабораторий (прил. 9), оснащение которых позволяло бы выполнять не только лабораторно-практические, но и научно исследовательские работы.

Материальная база факультета должна иметь возможность обеспечить выполнение работ, связанных с компьютерным моделированием, проектированием, конструированием и изготовлением модели исследуемого объекта, что в значительной степени повышает мотивацию проведения НИРС и уровень формируемых технологических компетенций.

В процессе учебно-исследовательской работы формируются такие качества личности студента, как творческая активность, самостоятельность, стремление к самореализации, теоретическое мышление. В. А. Сухомлинский писал: «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности». Учебно-исследовательские задания мы рассматривали как метод и средство творческой деятельности, а их выполнение являлось одним из наиболее эффективных и рациональных методов формирования экспериментально-исследовательских, творческо-конструкторских и научно-исследовательских компетенций, создающих основу технологической компетентности.

Использование учебно-исследовательских заданий в качестве одного из средств формирования технологической компетентности логически вытекает из нашего представления о сущности технологической деятельности. Однако в эксперименте активно использовались и традиционные формы и средства обучения: лекции, практические занятия, семинары, курсы по выбору, производственная практика. Они, при определенных условиях, вносили существенный вклад в процесс формирования технологической компетентности. Необходимым условием их использования была ориентация на формирование как отдельных элементов, так и технологической компетентности в целом.

Страницы: 1 2 3 4 


Новое в образовании:

Этюд «Ой, бычок»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с изображением бычка. Ведущий должен прочитать потешку так, чтобы малышам понравился бычок и они захотели с ним «погулять» (поводить по столу). После проведения этюда нужно задать детям некоторые вопросы (см. ниже) по содержанию поте ...

Основные идеи и задачи гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом
Основная идея гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Егорьевска воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В основу исследования легли следующ ...

Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте
Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т. ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru