При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из форм организации обучения была выбрана учебно-исследовательская работа. Методика выполнения учебно-исследовательского задания была выстроена таким образом, чтобы способствовать формированию всех составляющих компонентов технологической компетентности. При этом моделирование реальных явлений и процессов, технических устройств и технологических процессов, как мы доказали, стало основанием синтеза субъективно нового знания. Механизмом такого синтеза стал перенос ранее сформированного знания из одних дисциплин в другие и инверсия перенесенного знания с целью активизации умственной деятельности студентов и придания ей профессиональной технологической направленности.
На рисунке 9 представлена схема деятельности по выполнению учебно-исследовательского задания технологического характера. Процесс выполнения учебно-исследовательских заданий обладает той же структурой, что и обобщенная технологическая деятельность. Он включает планирование действий; организационные мероприятия, подготавливающие выполнение учебного задания; построение идеальной модели исследуемого объекта; перенос личного опыта и знаний, сформированных в других дисциплинах, на объект изучения; процесс синтеза в сознании студента субъективно нового знания, построение материальной модели исследуемого объекта; взаимодействие студента с преподавателем и своими товарищами.
Кроме того, в процессе добавлялись: процедуры анализа полученных результатов (совместно с преподавателем и студентами группы), публичная защита результатов исследования и сравнение личной оценки с оценками преподавателя и других студентов, определение своего статуса в группе; планирование своей самостоятельной работы по устранению выявленных недостатков в технологических знаниях и умениях.
Рис. 9. Схема деятельности по выполнению учебно-исследовательского задания технологического характера
Содержание учебно-исследовательских заданий и порядок их выполнения обеспечивали формирование у студента новых технологических знаний и умений. В основу составления учебно-исследовательских заданий был положен индивидуальный подход. Задания были дифференцированы по трудности, что позволяло преподавателю в зависимости от уровня подготовки студента подбирать задания соответствующей сложности. В организационном плане процесс выполнения учебно-исследовательских заданий студентами осуществлялся в шесть этапов.
На первом этапе выполнения учебно-исследовательского задания студент знакомится с учебной и научной литературой, описывающей объект исследования; актуализирует необходимые для конструирования модели технической закономерности знания об однотипных технических устройствах, инструментах, материалах, методике эксперимента. В процессе этой деятельности студент осуществляет планирование, организацию своего рабочего места, актуализирует и переносит сформированные ранее знания на объект исследования. При этом выделялись межпредметные связи, межпредметные знания преобразовывались в умения технологической деятельности и приобретали профессиональную направленность, т. е. подвергались инверсии. Рассматривая содержание политехнических учебных заданий, П. Р. Атутов писал: «Эти учебные политехнические задачи должны представлять собой упрощенные модели таких типичных жизненных, производственно-технических задач, которые придется чаще всего решать работникам перспективных профессий, имеющим дело с техникой» .
На втором этапе студент конструировал идеальную модель изучаемого объекта. В качестве объекта выступали: явление, процесс, установка и т. п. В работающем техническом устройстве воплощена комбинация свойств материальных тел и законов природы, их устойчивые взаимосвязи. Конструкция технического объекта рассматривалась как искусственная среда, в которой протекают естественные процессы. Например, в процессе эксплуатации изделий, изготовленных из конструкционных сталей, в агрессивных средах и напряженном состоянии создаются условия для локализации коррозионного процесса на поверхностных дефектах, обусловленных технологией обработки рабочих поверхностей. Наиболее опасными являются растягивающие напряжения, формируемые на рабочих поверхностях.
Новое в образовании:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
По своей сути любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сферах жи ...
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных
школ VIII вида
В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы. Своеобразие личности ребенка с нарушением интел ...
Выявление межпредметных связей и способы их реализации
Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не раз ...