Целостная технологическая подготовка, в ходе которой теория и практика взаимопроникают друг в друга, позволяет реализовать единство общего, особенного и индивидуального, того, что в свою очередь, детерминирует повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов будущих учителей технологии.
Особенность технологической подготовки, принципиально отличающая ее от трудовой подготовки, лежит, по мнению В. М. Казакевича, в сфере целеполагания. Учебное целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса. Т. е. знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на идеальной модели технологического процесса, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях, т. е. компетенции. Для решения этой педагогической задачи может быть успешно применен компетентностный подход.
Для проектирования учебного процесса на основе компетентностного подхода был использован значительный опыт, наработанный в этой области в ТГПУ им. Л.Н. Толстого на факультете «Технологии, экономики и сельского хозяйства», а также инновационные отечественные и международные разработки и рекомендации.
Основной целью развития профессиональной компетентности будущего и состоявшегося учителя является становление и совершенствование всех ее компонентов, достаточные для успешной профессиональной деятельности не только «сегодня», но и в будущем, а также их постоянное саморазвитие.
Подготовка учителей Технологии и предпринимательства в ТГПУ им. Л.Н. Толстого осуществляется на факультете «Технологии, экономики и сельского хозяйства» в соответствии с основной образовательной программой, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050502.65 – Технология и предпринимательство со специализацией – Автодело и техническое обслуживание.
Освоение технологической компетентности возможно при сформированности технологических компетенций, представляющих третий уровень структуры профессиональной компетентности (рис. 4). Соответствие между компетенциями и дисциплинами (практиками) базисного учебного плана представлено в таблице 3.
Таблица 3 Соотношение между формируемыми компетенциями, дисциплинами и практиками учебного плана
Номера дисциплин по перечню дисциплин и практик базисного учебного плана |
Номера компетенций по перечню компетенций* | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
ДПП.Ф.01 |
Прикладная механика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.01 |
гидравлика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.02 |
теоретическая механика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.03 |
сопротивление материалов |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.01.04 |
ТММ |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02 |
Машиноведение |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02.01 |
теплотехника и энерг. машины |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.02.02 |
детали машин |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03 |
Основы производства: |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.01 |
технологии совр. производства |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.02 |
материаловедение |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.03.03 |
обработка констр. материалов |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
ДПП.Ф.03.04 |
охрана труда |
● |
● |
● |
● | |||||||||||
ДПП.Ф.04 |
Электрорадиот. и электроника: |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.04.01 |
электротехника |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.04.02 |
радиоэлектроника и автоматика |
● |
● | |||||||||||||
ДПП.Ф.05 |
Графика |
● | ||||||||||||||
ДПП.Ф.06 |
Основы предпринимательства: |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.06.01 |
предпринимательство и бизнес |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||||
ДПП.Ф.06.02 |
основы менеджмента и маркетинга |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.06.03 |
основы бухучета |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.Ф.07 |
Осн.тв.-конст.деят.и дек.-пр.тв-ва |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Ф.08 |
Технологический практикум |
● |
● |
● | ||||||||||||
ДПП.ДС |
Дисциплины специализации |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||
ДПП.ДС.01 |
Автомобиль |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.02 |
Тракторы и минитехника |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.03 |
Основы теории ДВС и А |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.04 |
Гидропневмопривод в автомобиле |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.05 |
Электрооборудование автомобиля |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.ДС.06 |
Экспл.,техн.обсл.и ремонт автомоб. |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||
ДПП.ДС.07 |
Автоперевозки и организация работы автотранспорта |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.ДС.08 |
Автосервис |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.Р.00 |
Нац.-регион. (вузовский) компонент |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
ДПП.Р.01 |
ПДД и БД |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
ДПП.Р.02 |
Основы архит.строит.черчения |
● | ||||||||||||||
ДПП.Р.03 |
Компьютерная графика |
● | ||||||||||||||
ДПП.Р.04 |
Основы строительн.дела |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
ДПП.Р.05 |
Проектирование АТП |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
Практики | ||||||||||||||||
Учебно-технологические практики |
● |
● |
● | |||||||||||||
Производственные практики |
● |
● |
Новое в образовании:
Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...
Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...
Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ро ...