Межпредметные связи немало способствуют повышению" научного уровня обучения географии. Причем география обладает большими возможностями применения таких связей благодаря своему межцикловому положению.
Использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усовершенствованной программе, в которой предусмотрена рубрика "Межпредметные связи" с указанием опорных знаний из других дисциплин. Однако те указания, которые содержит программа по применению межпредметных связей, не исключают и более активного применения этих связей при изучении самых различных тем географии.
Рассмотрим межпредметные связи на уроках географии. На примерах я рассматриваю связь уроков географии с такими предметами как:
1. с естествознанием;
2. социально - бытовой ориентацией;
3. математикой;
4. ручным трудом;
5. развитием устной речи;
6. историей;
7. основами сельского производства;
8. рисованием.
1. Так в шестом классе проводится экскурсия для знакомства с окружающей местностью, а именно с поверхностью суши и имеющимися водными источниками. Здесь осуществляется межпредметная связь, особенно с уроками естествознания (неживой природы) Учащиеся одновременно изучают по неживой природе тему "ВОДА". Знание этой темы помогает учителю правильно формировать новые географические понятия об источниках воды на Земле: океаны и моря, река и ее части (устье, притоки ), озера, водохранилища, пруды, ледники, родники, водоемы, болота. Параллельно осуществляется экологическое воспитание учащихся (при изучении темы: "Охрана воды от загрязнения" и "Хозяйственное использование воды").
2. На уроках географии предоставляется большое поле деятельности по взаимосвязи с уроками социально - бытовой ориентации.
Так, например, при изучении темы: "Занятия населения родного края" полезно совершить экскурсию в ближайший от школы магазин как продовольственных так и промышленных товаров с целью знакомства с продукцией, выпускаемой предприятиями местной промышленностью, а также поступившей из других стран. Цель данной экскурсии можно расширить. Предложить учащимся составить меню на завтрак, обед, ужин из продукции, выпускаемой местными предприятиями, выращенными в ближайших совхозах, одеть себя и друзей в одежду, сделанную на предприятиях родного края и поступившую издалека (заодно конкретно узнаем географию экономических связей ), попутно осуществляется связь с уроками математики, с понятиями "цена", "стоимость", а так же решается вопрос: как одеть и накормить себя, уложившись в свою зарплату. В современных условиях может быть полезно и совершить экскурсию на рынок, где экономические связи намного шире, чем в магазинах, не ее осуществлять намного будет труднее, а может и невозможно из-за сложности в ее организации.
По теме: "Пути сообщения в родной местности" после предварительной работы в классе по карте родного края, учитель организует экскурсию на железно - дорожный вокзал, (если он имеется в этом населенном пункте), на автостанцию, где конкретно определяют место своего города, поселка, в области, республике, определяют направление от него до столицы, ближайшего моря, а так же узнаем на чем экономичнее и выгоднее осуществлять поездку, на какой поезд, автобус брать билет, чтобы съездить в гости к родственникам, друзьям.
Работа с этой схемой - картой поможет учащимся еще глубже понять и узнать свой родной край, а так же закрепят навыки в социально - бытовой ориентации, что несомненно поможет в дальнейшем тверже стоять на ногах после окончания вспомогательной школы.
3. Тесная связь на уроках географии в шестом классе может осуществляться и с уроками математики. Например, при изучении темы: "Масштаб". У каждого ученика должна быть линейка, с помощью которой каждому ученику дается задание измерить длину и ширину своей парты, учебника, тетради. В результате этой работы закрепляются навыки измерительной техники, что попутно осуществляется связь с профессиональным трудом. Затем учащихся учитель подводит к мысли при изображении этих длин в тетради, что в данном месте необходим масштаб, знание о котором учащиеся уже получили на уроках математики. Побуждают учащихся к этому просьбы учителя: "Отложите отрезок равный длине, ширине парты в тетради". Недоумение, вызванное вначале этим заданием, сменяется уверенностью, что данные длины - необходимо уменьшить. Только во сколько раз - здесь каждому ученику дается право пофантазировать, помыслить, а уже затем общими усилиями определяется оптимальный вариант. Одновременно решается, закрепляется выражение "во сколько" и "на сколько", что очень трудно порой решается учащимися на практике. Закрепляются вычислительные навыки по данной теме при работе с картой. Даются задания ( можно и индивидуально ) по определению расстояния от Караганды до Алматы, Москвы по карте с помощью ее масштаба.
|
![]() | ||||
| ||||
Новое в образовании:
Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и качественные специфические отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка ре ...
Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...
Теоретическое обоснование формирования лексико-грамматического строя речи у
детей татарской национальности
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую ...