Межпредметные связи немало способствуют повышению" научного уровня обучения географии. Причем география обладает большими возможностями применения таких связей благодаря своему межцикловому положению.
Использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усовершенствованной программе, в которой предусмотрена рубрика "Межпредметные связи" с указанием опорных знаний из других дисциплин. Однако те указания, которые содержит программа по применению межпредметных связей, не исключают и более активного применения этих связей при изучении самых различных тем географии.
Рассмотрим межпредметные связи на уроках географии. На примерах я рассматриваю связь уроков географии с такими предметами как:
1. с естествознанием;
2. социально - бытовой ориентацией;
3. математикой;
4. ручным трудом;
5. развитием устной речи;
6. историей;
7. основами сельского производства;
8. рисованием.
1. Так в шестом классе проводится экскурсия для знакомства с окружающей местностью, а именно с поверхностью суши и имеющимися водными источниками. Здесь осуществляется межпредметная связь, особенно с уроками естествознания (неживой природы) Учащиеся одновременно изучают по неживой природе тему "ВОДА". Знание этой темы помогает учителю правильно формировать новые географические понятия об источниках воды на Земле: океаны и моря, река и ее части (устье, притоки ), озера, водохранилища, пруды, ледники, родники, водоемы, болота. Параллельно осуществляется экологическое воспитание учащихся (при изучении темы: "Охрана воды от загрязнения" и "Хозяйственное использование воды").
2. На уроках географии предоставляется большое поле деятельности по взаимосвязи с уроками социально - бытовой ориентации.
Так, например, при изучении темы: "Занятия населения родного края" полезно совершить экскурсию в ближайший от школы магазин как продовольственных так и промышленных товаров с целью знакомства с продукцией, выпускаемой предприятиями местной промышленностью, а также поступившей из других стран. Цель данной экскурсии можно расширить. Предложить учащимся составить меню на завтрак, обед, ужин из продукции, выпускаемой местными предприятиями, выращенными в ближайших совхозах, одеть себя и друзей в одежду, сделанную на предприятиях родного края и поступившую издалека (заодно конкретно узнаем географию экономических связей ), попутно осуществляется связь с уроками математики, с понятиями "цена", "стоимость", а так же решается вопрос: как одеть и накормить себя, уложившись в свою зарплату. В современных условиях может быть полезно и совершить экскурсию на рынок, где экономические связи намного шире, чем в магазинах, не ее осуществлять намного будет труднее, а может и невозможно из-за сложности в ее организации.
По теме: "Пути сообщения в родной местности" после предварительной работы в классе по карте родного края, учитель организует экскурсию на железно - дорожный вокзал, (если он имеется в этом населенном пункте), на автостанцию, где конкретно определяют место своего города, поселка, в области, республике, определяют направление от него до столицы, ближайшего моря, а так же узнаем на чем экономичнее и выгоднее осуществлять поездку, на какой поезд, автобус брать билет, чтобы съездить в гости к родственникам, друзьям.
Работа с этой схемой - картой поможет учащимся еще глубже понять и узнать свой родной край, а так же закрепят навыки в социально - бытовой ориентации, что несомненно поможет в дальнейшем тверже стоять на ногах после окончания вспомогательной школы.
3. Тесная связь на уроках географии в шестом классе может осуществляться и с уроками математики. Например, при изучении темы: "Масштаб". У каждого ученика должна быть линейка, с помощью которой каждому ученику дается задание измерить длину и ширину своей парты, учебника, тетради. В результате этой работы закрепляются навыки измерительной техники, что попутно осуществляется связь с профессиональным трудом. Затем учащихся учитель подводит к мысли при изображении этих длин в тетради, что в данном месте необходим масштаб, знание о котором учащиеся уже получили на уроках математики. Побуждают учащихся к этому просьбы учителя: "Отложите отрезок равный длине, ширине парты в тетради". Недоумение, вызванное вначале этим заданием, сменяется уверенностью, что данные длины - необходимо уменьшить. Только во сколько раз - здесь каждому ученику дается право пофантазировать, помыслить, а уже затем общими усилиями определяется оптимальный вариант. Одновременно решается, закрепляется выражение "во сколько" и "на сколько", что очень трудно порой решается учащимися на практике. Закрепляются вычислительные навыки по данной теме при работе с картой. Даются задания ( можно и индивидуально ) по определению расстояния от Караганды до Алматы, Москвы по карте с помощью ее масштаба.
|
|
Новое в образовании:
Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...
Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...
Моделирование дидактической системы формирования логической культуры
мышления у младших школьников
В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связ ...