Качества лидера, как и другие качества личности, необходимые в современных условиях, приобретаются человеком в ходе развития.
Развитие - это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие - это своеобразное количественное «приращение» того или иного качества на всем пространстве жизнедеятельности. В общих чертах категория «развитие» в педагогике раскрывается как «количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, в силу вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально, педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений».
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми, участвуя в общественных отношениях, подросток - член детского общественного объединения проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность. Личность - это психическая и духовная сущность человека, выступающая в разнообразных системах качеств:
- в совокупности социально - значимых свойств человека;
- в системе отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;
- в осознании окружающего мира и себя в нем;
- в системе потребностей;
- в совокупности способностей и творческих возможностей;
- в совокупности реакций на внешние условия;
-в системе деятельности, осуществляемых социальных ролей, в совокупности поведенческих актов и т.д. К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре иерархических уровня подструктуры:
«уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека;
уровень особенностей психических процессов образует качества, характеризующие индивидуальный опыт ощущений, восприятия, воображения, внимания, мышления, чувств, воли;
уровень опыта личности - сюда входят знания, умения, навыки, привычки. В них выделяются те, которые формируются в процессе изучения учебных дисциплин (знания, умения, навыки) и те, которые приобретаются в практической деятельности (сфера действенно- практическая);
уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы, мировоззрение» .
Все группы качеств тесно взаимосвязаны, обуславливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложную целостную систему.
Сущность личности, ее сознание, творческая активность и индивидуальность обуславливаются обществом. Становление и развитие личности есть процесс усвоения социального опыта. И.С.Кон указывает, что личность не только «продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности». Другими словами, каждая личность выполняет определенный вид деятельности, занимает ту или иную социальную роль, которая предполагает «нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию». Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество.
Таким образом, подростковый возраст как наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки. Развитие лидерских качеств – сложный процесс, связанный с личностными новообразованиями и проходящий в условиях общества (коллектива).
Новое в образовании:
Особенности формирования логической культуры младших школьников
Развитие логического мышления учащихся всегда выделялось и выделяется сегодня как одна из приоритетных задач, стоящих перед общеобразовательной школой. Прогрессивные педагоги и методисты разных поколений большое внимание уделяли необходимости развития логического мышления не только в начальной школ ...
Анализ практической деятельности по организации свободного времени
подростков в детском оздоровительном лагере
Учреждения сферы каникулярного (летнего) отдыха – это уникальная воспитательная и социокультурная система, обладающая такими специфическими особенностями, как интенсивность форм проживания и общения, кратковременность существования детского и педагогического коллективов, комплексности применения пс ...
Педагогический эксперимент
Для подтверждения теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы муниципальной общеобразовательной колы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Ленинска-Кузнецкого в 3 «А» классе. В экспериментальном исследовании участвовало 19 чело ...