Понятие, сущность и функции лидерства в подростковом возрасте

Страница 3

легче сравнивать себя со сверстником;

легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи.

Сверстник – не только образец, но и помощник, и участник его деятельности. В развитии социально-моральной взрослости подростка большую роль играют отношения с близким товарищем, другом. Они являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и своё к нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища. Каждый из друзей, предъявляя другому систему определённых требований, воспитывает друг друга. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребёнка в подростковом возрасте. Взаимодействие со сверстниками - важное условие и для формирования лидерских качеств подростка.

При организации учебно-воспитательной работы с подростками необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и строят свое отношение к нему на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Как указывает Л.И. Божович, потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка. Школьный коллектив и детское общественное объединение имеют свою специфику развития и организации деятельности , что, в конечном счете, на наш взгляд, может определять применение особенных условий формирования и развития лидерских качеств.

Поскольку сущность человека, его способность к выполнению определенной социальной роли наиболее полно раскрывается через его качества, представляется целесообразным отдельно проанализировать подходы ученых к определению лидерских качеств.

Лидерские качества могут быть разделены на три группы: системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества:

Таблица 1. Систематика лидерских качеств

Группы навыков

Лидерские качества

Системные навыки.

Видение.

Целеполагание.

Чувствительность к изменениям.

Целеустремлённость, настойчивость.

Коммуникативные навыки.

Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать.

Коммуникабельность.

Внутренние качества.

Уверенность в себе.

Дерзновенность.

Проактивность.

Самообладание.

Внутренняя целостность.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной ...

Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей
Хоровой коллектив «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 создано в 2002 году. В коллективе занимается 100 человек в возрасте от 5 до 14 лет. Дети обучаются по комплексной образовательной программе хорового коллектива, рассчитанной на 4 года. Учащиеся хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра образова ...

Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru