Социально-педагогическая запущенность

Страница 2

характер воспитательно-образовательной работы с детьми:

а) личностно-ориентированный, развивающий, эффективный;

б) целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв; в) анонимный, информационно-репродуктивный, неэффективный;

характер внутренней позиции ребенка:

а) взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);

б) противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);

в) бездействие (ги­перзависимость, неустойчивость, податливость).

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные сре­ды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.

Однако в каждой воспитательной среде можно выделить мно­жество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности. Остановимся на самых важ­ных из них. Условно обозначим их как ситуации «взаимного без­различия, «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «по­давления активности ребенка», «инфантилизации ребенка».

Подобные ситуации могут возникнуть и в семье, и в детском саду, и в школе. Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрос­лого и ребенка, как -правило, порождают глубокую социально-пе­дагогическую запущенность. Ситуация т. е. позитивное, заинтересованное (или неустой­чивое) отношение воспитателей к ребенку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгар­монии в его развитии при сильном сопротивлении ребенка, при­водит к так называемой количественной динамике запущенности. В поведении ребенка продолжают накапливаться негативные при­вычки, его поступки все больше не соответствуют социальным ожи­даниям. Подавление активности ребенка, его инфантилизация приводят к качественным изменениям в формировании ребенка как субъекта познания, деятельности, об­щения и самосознания. Это можно назвать качественной динами­кой социально-педагогической запущенности.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности со­стояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутрен­ние условия.Социально-педагогическая запущенность берет начало в ран­нем детстве примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с на­чалом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной си­туации развития признаки и проявления запущенности накапли­ваются и переходят в качественное образование — симптомо - комплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затра­гивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошколь­ное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на лич­ностный уровень.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными зада­ниями, отрицательная оценка результатов учения, методика нега­тивного стимулирования поведения и др. Возникает дидактичес­кая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дис­гармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются про­цессы формирования самосознания личности, тормозится разви­тие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается соци­ально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при со­циальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педаго­гической запущенности ребенка. Так считает Божович Л. И.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Оценка эффективности оздоровительной работы детского сада
К критериям эффективности оздоровительных мероприятий проводимых в ДОУ являются показатели здоровья детей. В детских садах №87 и № 23 показатели пропусков одним ребенком за 3 года примерно одинаковые; но в ДОУ №87 этот показатель несколько выше: Детский сад 2006 год 2007 год 2008 год №87 6,5 4,2 6, ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Программа работы социального педагога с родителями
Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей. Пояснительная записка Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспита ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru