Психофизиологические особенности подростков

Страница 4

3. Преобразование социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

Л.С. Выготский поставил совершенно новые проблемы при изучении критических возрастов: необходимость выделить основное новообразование в сознании подростка) и выяснить социальную ситуацию развития, которая в каждом возрасте представляет неповторимую систему отношений между ребенком и средой. Он полагал, что перестройка этой системы отношений составляет главное содержание «кризиса» переходного возраста.

Таким образом, развитие теоретической мысли в объяснении «кризиса» в подростковом возрасте заключалось в постепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых.

Л. С. Выготский указал еще на два новообразование подросткового возраста – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?». В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребенок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник.

Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в своем сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...

Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослаблен ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru