Психофизиологические особенности подростков

Страница 3

Стремление к самоутверждению, потребность в высоком престижном статусе среди сверстников органически присущи подростку. Чувствительность к мнению окружающих, сверстников, прежде всего – характерные особенности подросткового возраста, обуславливаемые сложными процессами формирования самосознания в этом возрасте.

Самореализация предполагает удовлетворяющее человека проявление активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самореализация через достижения автономии от взрослых. В ранней юности самореализация достигается через определенную автономию от сверстников при сохранении связи с ними, а также через изменение характера связи со значимыми взрослыми. Самореализация личности может иметь разнообразные формы: социально-ценные, социально-полезные, социально приемлемые, а также асоциальные и антисоциальные.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и процессом самореализации.

Реализация потребности самоутверждения сопряжена с двумя важнейшими условиями: во-первых, с наличием определенной сферы деятельности, позволяющей человеку в полной мере реализовать себя; во-вторых, с наличием общественного признания своей деятельности, выраженного окружающими, и, если говорить о подростках, то наличием общественной оценки, одобрения именно со стороны референтной группы сверстников, играющей важную роль в социализации подростка.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);

2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте – от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

2. Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
творческий педагогический подросток фотовыставка Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая на ...

Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результ ...

Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков
Анализ феномена лидерства необходимо проводить только в реально действующей группе, поскольку лидерство как феномен проявляется только в малой группе. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru