Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Педагогика сегодня » Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Страница 5

Инвариантный алгоритм формирования диалогического отношения включает три этапа: презентационно-ориентировочный, коллективно-творческий, рефлексивно-проектировочный. Смена этапов отражает логику познания систем: "Я и моя природа", "Я и моя субъективность (мои ценности, смыслы, отношения)", «Я и другой человек (взаимодействие с "чужой" субъективностью)», "Я и культура" (понимание культурных ценностей), "Я и мое культуротворчество" (продуцирование смысла).

Первый, презентационно-ориептировочный, этап - это этап смыслопоиска. Педагогическая проблема здесь определяется встречей человека с Другим, степенью его доверия и открытости. На основе исследований живых систем (Ф.Капра, его разнообразных трактовок и одновременно объективной значимости. Школьник учится трансформировать учебный материал в субъективный текст и предъявлять контекст своего мышления. Здесь важен опыт осуществления разных интерпретаций и рефлексии процесса смыслопостижения.

Результатом деятельности на втором этапе признается адекватное понимание текстов культуры, их смысла и языка, а также собственных способов их восприятия. Педагогическое средство, обеспечивающее формирование опыта смыслопостигающего диалога, — "событийная общность" как многосмысловая среда, позволяющая интерпретировать и изучать разные контексты мышления и деятельности. Предметом педагогического общения является пространство межсубъектных отношений. Оно рождается в процессе накопления опыта "спрашивания".

Третий этап условно назван нами рефлексивно-проектировочным. С учетом логики развития субъективной реальности в условиях становления образовательной "событийной общности" — это этап повой ревизии личностью смыслов своего образования и выхода на уровень создания новых форм культуры. Здесь решается проблема смыслотворчества и реального личностного самоизменения. Цель третьего этапа — формирование диалогического отношения как способа продуцирования смысла (опыт смысло-творческого диалога). На рефлексивно-проектировочном этапе ставятся задачи: 1) стимулирование интереса к диалогу как методу самовыражения; 2) развитие способности ученика анализировать способы своей образовательной деятельности; 3) формирование опыта проектирования образования (жизнедеятельности) с позиции целостного саморазвития.

Образовательная деятельность здесь предстает как культуротворчество, как проектирование личностью собственного образования. Предметом педагогического общения выступает пространство межсубъектных отношений как возможность продуктивного взаимодействия. Педагогическое средство — "событийная общность", являющаяся содержательно-ресурсной средой смыслотворческой деятельности. В такой ситуации ученик позиционирует себя как автор собственных проектов, в частности программы своего образования. Третий этап предполагает психолого-педагогическую поддержку проектировочной деятельности (самопроектирования) ученика, решение им собственных образовательных проблем. Здесь уместны написание учащимися своих авторских "сценариев" урока, учебных пособий, программ саморазвития и т.д. Основным показателем гуманитарной образованности на рефлексивно-проектировочном этапе выступает способность ребенка создавать текст на том или ином языке культуры, отражающий высокий уровень владения этим языком и имеющий не только субъективный смысл, но и объективную ценность для других.

Наш экспериментальный опыт показал, что описанная педагогическая технология гуманитарного образования, построенная на основе текстуально-диалогического принципа, обеспечивает возрастание интереса подростков и старшеклассников к собственной образовательной деятельности. Выявлено также значительное повышение успеваемости по предметам, креативности, способности к эмпатическому слушанию и конструктивному сотрудничеству с другими, существенное снижение уровня тревожности на фоне возрастания доверия к собственным силам и к образовательной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Спектакль «Аленушка и лиса»
(для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого спектакля потребуется фланелеграф и картинки с изображением героев в разных ситуациях (см. ниже текст сказки): старик, старуха, Аленушка, подружки в разных видах (см. ниже текст сказки), медведь, волк, лиса; а также декорации: изба, внутрен ...

Правила принципа доступности в обучении
Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, ...

Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru