Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Педагогика сегодня » Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Страница 4

В педагогической реальности мы встречаемся с текстом, являющимся в широком понимании целостной знаковой структурой, а в узком — продуктом смыслотворческой образовательной деятельности конкретной личности. В первом случае мы имеем дело с многообразием смысловых установок, поведенческих реакций человека и объективными значениями культуры. Во втором — с учебным гуманитарным текстом. Он определяется нами как акт и продукт смыслопоисковой, смыслопостигающей и смыслотворческой деятельности личности, содержащий выраженную в знаке ценностно-смысловую связь (отношения) между автором и адресатом. "He-текстом" является безличная информация, вырванная из контекста диалогических отношений между субъектами образования. Заметим, что традиционное образование чаще всего имеет дело как раз с этой вырванной из контекста ценностно-смысловых отношений информацией. Оно говорит "чужим языком", языком уже свершившихся чувств и мыслей.

Текст имеет формальные и содержательные характеристики. К первым относят выраженность, отграниченность, структурность, ко вторым — авторство, адресность, отношения между автором и адресатом. Эти характеристики являются критериальной базой гуманитарного образовательного процесса. Рассматривая учебный гуманитарный текст как предметно-организующее начало образования, мы выделяем текстуально-диалогическую деятельность, которая включает в себя герменевтическую и процессуально-творческую составляющие. Первая связана с поиском и пониманием смысла текста, вторая — с продуцированием смысла и отражением его в знаке. Логика развертывания этих видов деятельности положена в основу текстуально-диалогической педагогической технологии.

Представляя гуманитарно-антропологическую модель образования, выделим основные концептуальные идеи, основанные на интеграции знаний, которые получены в ходе анализа разных подходов в педагогике и нашей опытно-экспериментальной деятельности. Ценностно-целевым началом данного образования является личность как автор восхождения к своей целостности, как носитель самосознания. В качестве методологической основы проектирования выступает текстуально-диалогический принцип, регулирующий особую деятельность субъектов образовательного процесса, которая связана с восприятием, интерпретацией, пониманием и созданием текста. Основной компонент содержания образования -гуманитарный опыт как совокупность знаний, умений, переживаний, позволяющих личности ориентироваться в ценностно-смысловой сфере и искать индивидуальные способы бытия в культуре. Структурообразующим элементом данного опыта является направленность на открытое, эмпатическое, вопросно-ответное, ценностно-смысловое, сознательное, конструктивное, целостное взаимодействие с Другим. Диалогическое отношение проявляется на разных уровнях: эмоциональном (как переживание радости от встречи с Другим); сознательном (как умение понимать Другого); Духовном (как способность культуротворчества и "самосотворения"). Механизмом его формирования выступает диалогическая ситуация — момент преобразования Встречи как онтологической реальности в Событие как значимый

факт личностного бытия. Диалогическое отношение основано на закономерностях индивидуального и совместного типов деятельности и общения, становления самосознания личности в ситуациях, проявляющихся в единстве бытийного и рефлексивного планов (Е.И.Исаев, А.Минделл, А.Маслоу, Ж.Пиаже, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, Э.Эриксоп, К.Уилбер и др.).

Педагогическая технология, соответствующая рассматриваемой нами модели образования, созданная на основе интеграции разных научных подходов (синергетического, диалогово-феноменологического и др.), представляет собой систему диалогических ситуаций, последовательно разворачиваемых и обеспечивающих накопление опыта субъект-субъектных отношений на эмоциональном, сознательном и духовном уровнях. Это означает, что образовательный процесс строится вокруг диалогической работы с текстом, несущим авторские смыслы и обращенным к адресату, и предполагает решение педагогических задач по созданию ситуаций внутри- и межличностного диалога в условиях познания субъективной реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор ме ...

Сущность семейного воспитания
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru