Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Педагогика сегодня » Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель

Страница 3

Итак, одна из функций образования гуманитарно-антропологического типа - это ценностно-смысловое самоопределение личности в процессе познания культуры и создания ее новых форм. Рассматриваемая нами модель открывает возможности преодоления несоответствия между необходимостью освоения (присвоения) культуры и субъективными механизмами этого процесса, между неизбежностью педагогического влияния па ценностно-смысловую сферу личности и требованием невмешательства в ее внутренний мир. Это предполагает поиск такого принципа, который был бы адекватен природе гуманитарности, который смог бы объединить "общее" и "единичное", внешнее и внутреннее, сознательное и бессознательное, то есть объективированный мир культуры и субъективное пространство личности. Он должен отражать целостное отношение к личности, к ее образованию, педагогическому процессу, которое по своей сути является диалогическим.

Диалог — универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре (М.С.Каган), всеобщее определение неделимых начал мышления (В.С.Библер). Диалогичность как способность к целостному, конструктивному, вопросно-ответному взаимодействию с Другим (природой, культурой, человеком) выступает в качестве показателя и результата гуманитарного образования. Именно диалог как педагогический метод позволяет взаимодействовать с уникальным внутренним миром личности, учитывать все единичное, случайное, непредсказуемое, индивидуально-бессознательное в образовательном процессе. Опыт обращения с единичными феноменами, "объективирования субъективного" накоплен, как известно, в искусстве. В его основе — смыслотворчество и авторство. Именно такая деятельность должна стать фундаментом образования, отвечающего за становление целостной личности.

Гуманитарное образование носит метапредметный характер, связано не с какой-то конкретной дисциплиной, областью науки, а со знаково-языковой деятельностью человека, с его способностью к "самовысказыванию". Следовательно, область гуманитарного образования располагается в границах того, что определяется понятиями "знак", "слово", "образ вещи", "символ", "речь", "язык", "миф". На основе историко-методологического анализа философских теорий гуманитарного знания и психолингвистических концепций выявлено, что проблема становления "человеческого в человеке" в процессе филогенеза и онтогенеза сводится к уточнению соотношения между сущностью вещи и ее именем, между "логосом" и "онома" (Гераклит), феноменами и ноуменами (И.Кант), мотивированностью символа и произвольностью знака (Г.Гегель), объективированным словом и субъекти-вированностыо языка (В.Гумбольдт, Э.Кассирер), несовпадениями значения и интенции мысли (Г.Г.Гадамер, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер). Это значит, что подлинно "гуманитарная" образовательная деятельность имеет место там, где личность "работает" с той или иной языковой реальностью, вплетенной в сеть отношений между субъектами культуры, и включает понимание соотношений значения и смысла "внутри" одного сознания.

На основе анализа исследований в области философии, литературоведения, языкознания, психолингвистики, семиотики (Р.Барт, М.М.Бахтин, А.И.Горшков, А.Ж.Греймас, А.А.Леонтьев, Ю.М.Лотмаи,

А.Ф.Лосев, Г.Я.Солганик, P.O.Якобсон и др.) нами выделен текст как основная "содержательная единица" гуманитарной образовательной деятельности. Он представляет собой упорядоченное и завершенное целое, объективированную форму субъективного сознания. Это "знак, взятый в свете своего контекста" (А.Ф.Лосев). Он содержит в себе особые коммуникативные отношения между говорящим и понимающим и выражает "одного" в отношении к "другому" (М.М.Бахтин).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Декоративная живопись
Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта ...

Методы исследования физического развития
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. Антропометрия. Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. При проведении антропометрических ...

Основа содержания нравственно – патриотического воспитания
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравствен ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru