Исторический аспект формирования логической культуры мышления

Страница 2

В настоящее время осуществляется переход школы на новый стандарт, который ознаменован существенным повышением логического уровня обучения в связи с введением нового курса «Логика». Однако проблема воспитания логической культуры этим не исчерпывается, так как этот курс является факультативным в обычных школах, поэтому реальные возможности для привития учащимся логической грамотности возложены на школьные курсы математики и информатики. Отсюда следует необходимость разработки системы использования и развития логических знаний, приобретаемых учащимися на уроках, при обучении всем школьным дисциплинам, в том числе и информатике.

В условиях начальной школы проблема формирования логического мышления изучена достаточно широко. Необходимо отметить, что проблема формирования логической культуры мышления в процессе преподавания информатики у учащихся начальных классов обсуждается не так часто.

В работах Ж. Пиаже и его школы (А. Валлон, Б. Инельдер и др.) определены возрастные границы, отражающие стихийный процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта, которые являются основным фактором, определяющим успешность формирования логических умений. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие субъекта как процесс, относительно независимый от обучения и подчиняющийся, в основном, биологическим законам. Таким образом, согласно этим воззрениям, обучение не является основным источником и движущей силой развития.

В работах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, 3.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на уже сложившиеся структуры интеллекта, а на еще только складывающиеся, не «приспосабливать» содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли. «Обучение ведет за собой развитие» – этот тезис Л.С. Выготского является и по настоящее время ведущим в отечественной педагогической психологии, а в наши дни приобрел особую важность и звучание в педагогической практике.

Эксперименты в области детских рассуждений, понимания причинно-следственных отношений, образования научных понятий (А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев и др.) позволили существенно «снизить» возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений.

Возможность усвоения логических знаний и приемов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста проверялась в психологических исследованиях X.М. Веклировой, С.А. Ладымир, Л.А. Левинова, Л.Ф. Обуховой и др. Была доказана возможность формирования отдельных логических действий (сериации, классификации, умозаключений на основе транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения в условиях фронтального обучения.

В эксперименте X.М. Веклировой в условиях индивидуального обучения формировался прием подведения под понятие у детей 6-7 лет на материале искусственных понятий. В своих суждениях Н.Х. Швачкин утверждает, что для младших школьников слово – фамильная вещь, и лишь для подростка – понятие.

В работах X.М. Тепленькой было установлено, что ребенка 6-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

Е.Л. Агаева в своих работах показывает, что использование таких наглядных моделей, как круги Эйлера и «классификационные деревья», обеспечивает успешное формирование у детей дошкольного возраста представлений о логических отношениях. В своих исследованиях И. Лампшер обнаружила, что анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом и совершенствуется быстрее, нежели синтез. Такие же данные получил Л.А. Венгер.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влиян ...

Взаимоотношения детей в ситуации игры
В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей ска ...

Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих
Содержание работы на уроках предметно – практического обучения определяется учебной программой. В программе прежде всего указаны так называемые житейские понятия, усвоение которых должно подготовить глухих учащихся к трудовому обучению и воспитанию, к обучению общеобразовательным предметам. Введени ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru