При использовании сравнения младшие школьники, как обнаружила В.Е.Сыркина, испытывают различные затруднения, часто ошибаются. Иногда учащиеся при сравнении предметов и явлений по сходным признакам неожиданно и необоснованно переходят на сравнение по несходным признакам. В других случаях у школьников встречаются ошибки в виде включения лишних элементов в процесс сравнения.
Преодолевая ошибки и затруднения в процессе сравнения, учащиеся начинают лучше осознавать собственную мысль, а вместе с тем более сознательно применять сравнение при изучении учебного материала.
Из рассмотрения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию логического мышления у детей, вытекают следующие выводы:
– развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения;
– формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей преддошкольного и младшего школьного возраста;
– процесс формирования общелогических умений, как компонента интеллектуальной культуры, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Итак, логические умения, как инструмент мышления, естественно формировать в процессе обучения информатики, а при обучении другим предметам их следует целенаправленно и систематически использовать.
Анализ различных взглядов на проблему повышения логической культуры учащихся в дидактике и педагогической психологии позволяет утверждать, что на современном этапе педагогического освоения новых технологий обучения всё большее значение приобретает необходимость специального изучения и практического решения проблемы формирования логической культуры школьников. Наблюдающиеся в настоящее время трудности в практике работы школы отчасти обусловлены низким уровнем логического мышления учащихся. Исследуя проблему формирования логической культуры мышления у школьников, Е.В.Яковлева определяет основные недостатки процесса формирования логической культуры, при этом она делит их на:
– типичные недостатки в логических знаниях и умениях учащихся;
– недостатки в работе самих учителей по решению задачи формирования логической культуры учащихся.
Вооружение учащихся наиболее важными логическими приёмами мышления должно входить в обязанности каждого учителя-предметника, но это не значит, что единственным способом является лишь разъяснение им на уроках различных категорий логики и выполнение с ними специальных логических упражнений. Основной путь развития мышления учеников – это изучение каждого предмета с соблюдением требований, предъявляемых логикой к различным умственным действиям, применение форм и операций мышления, систематическое упражнение учащихся в правильном пользовании ими. Действительно, в изучении проблемы формирования логической культуры учащихся возникает ряд аспектов, которые должны учитывать школьные педагоги. Ведь различные вопросы по одной и той же теме не только по-разному воспринимаются учащимися, но и требуют «своих» мыслительных усилий. Анализ и обобщение существующего педагогического опыта дает основание считать, что формирование логической культуры зависит:
– от возраста учащихся;
– от уже имеющегося уровня их логической культуры.
Новое в образовании:
Игры на развитие речи слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...
Социально-психологические особенности детей
Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов: 1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис со ...
Интерпретация полученных результатов
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, был проведен контрольный эксперимент.На данном этапе исследования решались задачи:1. Определение уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп ( методика Е. Торренса «Неполные фигуры»).2. Проведение сравнительного а ...