Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР

Страница 2

Во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Все это свидетельствуют о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним их диагностических признаков ЗПР у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. Проведенное Е.С. Сленович изучение игрового поведения старших дошкольников с ЗПР показало, что в рамках традиционного применяемых дошкольных учреждениях форм и приемов его организации осуществить формирование игровой деятельности весьма затруднительно. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики: содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, сами игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий временной срок. В играх отчетливо проявляются отсутствие творчества и слабость воображения.

Отличаются от нормы и речь детей с ЗПР. Клинические и нейропсихологические исследования Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, Е.С. Иванова, Ю.Г. Демьянова и др. Выявили отставание в речи, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. В психолого-педагогических исследованиях Н.А. Никашенной, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко, У.В. Ульянковой и др. у этих детей отмечаются ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблений ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей этой категории инфантилизм, бедность выразительных средств, недостаточное понимание образных выражений. По данным Е.В. Мальцевой, большинство детей (около 65%) страдают дефектами звукопроизношения. Наиболее часто встречаются нарушения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Исследования Н.А. Никашеной и С.Г. Шевченко выявили у детей с ЗПР бедный, недифференцированный словарный запас недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при ЗПР.

Ряд нарушений наблюдаются и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрывы» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. В отличии от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети с ЗПР в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. Такие дети затрудняются в установлении как синтаксических, так и парадигматических связей слов (как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит в фразу каждое слово). Поэтому часто незнакомые и малознакомые слова опускаются или заменяются словами, которые дети многократно слышали в речи окружающих.

Дети слабо владеют грамматическими обобщениями: в речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции, несогласование частей речи в роде, падеже. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости расставить в нужном порядке слова во фразе, дать правильную оценку сравнительным конструкциям; в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций (Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер).

В дошкольном возрасте дети с ЗПР не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Обычно они перечисляют изображенное на картинке, допуская при этом многочисленные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются пропуск или избыточность членов предложения: ошибки в управлении и согласовании, употреблении служебных слов, определении времени глагола: трудности в слово и формировании: структурная неоформленность высказывания. Эти особенности речи детей с ЗПР позволяют говорить с динамических нарушениях речевой деятельности, что выражает, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования грамматического структурирования (оформление высказывания).

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Анализ деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района – одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том ...

Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. Концепция дошкольного воспитания излаг ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru