Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР

Страница 2

Во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Все это свидетельствуют о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним их диагностических признаков ЗПР у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. Проведенное Е.С. Сленович изучение игрового поведения старших дошкольников с ЗПР показало, что в рамках традиционного применяемых дошкольных учреждениях форм и приемов его организации осуществить формирование игровой деятельности весьма затруднительно. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики: содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, сами игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий временной срок. В играх отчетливо проявляются отсутствие творчества и слабость воображения.

Отличаются от нормы и речь детей с ЗПР. Клинические и нейропсихологические исследования Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, Е.С. Иванова, Ю.Г. Демьянова и др. Выявили отставание в речи, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. В психолого-педагогических исследованиях Н.А. Никашенной, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко, У.В. Ульянковой и др. у этих детей отмечаются ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблений ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей этой категории инфантилизм, бедность выразительных средств, недостаточное понимание образных выражений. По данным Е.В. Мальцевой, большинство детей (около 65%) страдают дефектами звукопроизношения. Наиболее часто встречаются нарушения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Исследования Н.А. Никашеной и С.Г. Шевченко выявили у детей с ЗПР бедный, недифференцированный словарный запас недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при ЗПР.

Ряд нарушений наблюдаются и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрывы» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. В отличии от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети с ЗПР в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. Такие дети затрудняются в установлении как синтаксических, так и парадигматических связей слов (как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит в фразу каждое слово). Поэтому часто незнакомые и малознакомые слова опускаются или заменяются словами, которые дети многократно слышали в речи окружающих.

Дети слабо владеют грамматическими обобщениями: в речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции, несогласование частей речи в роде, падеже. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости расставить в нужном порядке слова во фразе, дать правильную оценку сравнительным конструкциям; в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций (Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер).

В дошкольном возрасте дети с ЗПР не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Обычно они перечисляют изображенное на картинке, допуская при этом многочисленные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются пропуск или избыточность членов предложения: ошибки в управлении и согласовании, употреблении служебных слов, определении времени глагола: трудности в слово и формировании: структурная неоформленность высказывания. Эти особенности речи детей с ЗПР позволяют говорить с динамических нарушениях речевой деятельности, что выражает, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования грамматического структурирования (оформление высказывания).

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Принцип системного подхода
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой, произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельнос ...

Правила принципа доступности в обучении
Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, ...

Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры личности - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свой ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru