Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР

Страница 3

При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; при внесении в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз: постоянное возвращение к высказанной мысли.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества, в истории развития и эволюции социума, игра тесно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра тесно связана со спортом, военными и другими тренировками. Искусством (особенно его исполнительными формами). Она имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблем игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение. Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «Игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (не приспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний.

В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями.

А.И. Сикорский связал игру с развитием мышления, Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей.

В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей.

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.

Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».

В качестве основных структурных единиц игры выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие ее игровые действия. Показано, что основу роли в развитой сюжетно-ролевой игре составляют не предметы, а отношения между людьми. В структуре игровой деятельности различаются такие компоненты, как сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми.

Ролевая игра не является продуктивной деятельностью, мотив игры заключен в самом ее процессе. При этом развитии мотивов игры просматривается в изменении содержания. На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность в действиях с предметами. Затем в ходе формирования потребности действовать как взрослый и вычленения взрослого в качестве образца мотивов становятся не игровые действия, а воспроизведение роли. В развитой игре именно воображаемая ситуация и роль становления центральным смыслообразующим мотивом. В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. И, наконец, одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходит главнейшие изменения в психике ребенка . развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Понятие семейного воспитания
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...

Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru