Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР

Страница 1

Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. Систематическое, психологическое изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивости внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления.

Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминания как наглядного, так и словесного материала.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. В наименьшей степени нарушенным оказывается наглядно-умственное мышление, наблюдается недостаточность наглядно-образного. Так, на этапе начала систематического обучения эти дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материла и величину предметов. Затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, переключении с одного принципа классификации на другой.

У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления (работы С.А. Домишкевич, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Пускаевой, Т.А. Стрекаловой и др.). При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Процесс общения родовых понятий существенно зависят от объема конкретного материала, которым оперирует ребенок. Родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный слабо дифференцированный характер. Эти дети обычно в состоянии воспроизвести то или иное понятие лишь после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или их изображений, тогда как нормально развивающиеся дети выполняют эту задачу после предъявления одного – двух предметов. Для детей с ЗПР характерна инертность мышления, которая проявляется в разных формах. Так, при обучении у детей формируются малоподвижные косные ассоциации, которые не поддаются перестройке. При переходе из одной системы знаний и навыков к другим дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного способа действия на другой. Еще одной особенностью мышления детей с ЗПР является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Они дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Об этом свидетельствуют поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, телевидения, книг путем общения со взрослым. Деятельность детей с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью, слабостью речевой регуляции: низкой активностью во всех видах деятельности, особенно спонтанной (Г.И. Жаренковой, С.Г. Шевченко). У детей данной категории нарушен и необходимый контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Ряд зарубежных исследователей, характеризуя личности дошкольников с ЗПР выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...

Организация физического воспитания школьников
Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания составляют: – уроки физической культуры; – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru