Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Педагогика сегодня » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Страница 4

Первую группу составили дети с положительным, устойчиво-продуктивным отношением к учебной деятельности. Ведущими мотивами положительного отношения к учению у школьников, вошедших в эту группу, являлись удовольствие от выполнения заданий, интерес к изучаемому, стремление получить одобрение взрослых. По клиническому статусу эта группа состояла из олигофренов, относящихся к несложному и заторможенному варианту дефекта.

Во второй группе оказались умственно отсталые школьники с неустойчиво-продуктивным отношением к учению. У них наблюдалось неровное усвоение знаний, неправильное выполнение заданий, требующих продолжительных усилий. В эту группу попали возбудимые олигофрены и умственно отсталые учащиеся с текущими заболеваниями.

Третья группа – дети с малопродуктивным отношением к учению. У них отмечались познавательная пассивность, отсутствие выраженной избирательной направленности в отношении к учебным заданиям и предметам. В эту группу вошли учащиеся со значительным снижением интеллекта, но без отклонений в эмоционально-волевой сфере.

В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная структура дефекта у умственно отсталых способствует появлению специфических трудностей в удовлетворении этих потребностей, вследствие чего возникают и разные отношения к учению.

В связи с этим, формирование положительного отношения к учению у учащихся-олигофренов требует прежде всего знания педагогом индивидуальных особенностей каждой категории аномальных детей, а также учета всех тех факторов, которые были изложены выше.

В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований.

Учебная деятельность складывается у ребенка не сразу. Специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное существование возможно только совместно с другими детьми .

Учебная деятельность имеет определенную структуру:

1) мотивы учения;

2) учебные задания;

3) учебные действия;

4) контроль;

5) оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Иначе возникают школьные трудности.

Особенности личности школьника-олигофрена обусловлены узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации деятельности, своеобразием развития психических процессов.

В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности в осознании и самоутверждении. Структура дефекта умственно отсталых учащихся способствует появлению специфических трудностей в их удовлетворении, вследствие чего возникают разные отношения к учению.

Таким образом, учение есть мощное средство коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника – недоразвития познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом. Особенно велика роль учебной деятельности в переходе ученика вспомогательной школы от практических, предметных действий к умственным, требующим более высокого уровня мышления и речи (в частности, внутренней речи и отвлеченного мышления). На основе овладения знаниями формируется мировоззрение ребенка. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 


Новое в образовании:

Учащиеся вспомогательной школы как объект и субъект исследования
На базе вспомогательной школы-интернат №10 проводилось исследование по выявлению состояния биологических знаний учащихся с умственной отсталостью. Эксперимент проходили в несколько этапов по двум разделам: Исследование состояния знаний школьников по разделу "Птицы" непосредственно после и ...

Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса обучения
Экпериментальная работа проводилась в общеобразовательной средней школе № XX г. XXXXXXX. В 5 классе «А» 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе. Учитель ОБЖ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. Констатирующий эксперимент. Цель ...

Стилизация творческого источника в современном костюме
Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус, изобретательность и мастерство. Безусловно, это стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым по на ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru