Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Педагогика сегодня » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Страница 3

В специальной психологии вопросом отношения учащихся вспомогательной школы к учебной деятельности занимались И.Г. Еременко (1972г.), Т.В. Жук (1992г.), Т.Д. Ильяшенко (1982г.), Ж.И. Намазбаева (1985г.), Б.И. Пинский (1954г.), Н.М. Стадненко (1982г.), И.П. Ушакова (1979г.) и др.

При рассмотрении отношения к учебной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ исследователи выделили критерии сформированности данного компонента личности.

Для основной массы умственно отсталых учащихся 1-3 классов не характерно осознанно-положительное отношение к учебной деятельности.

Однако встречаются отдельные школьники, у которых наблюдаются элементы такого отношения.

Развитие отношения к учению у детей-олигофренов протекает чрезвычайно замедленно. Характеризуется оно неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.

Н.М. Стадненко (1982) и другие считают, что отрицательное отношение к учебе, особенно в младших классах, чаще обусловлено трудностями в овладении знаниями, умениями и навыками, переживанием успеха. В старших классах такое отношение к учению возникает чаще из-за отсутствия интереса к учебной деятельности.

У школьников-олигофренов наблюдается избирательность отношения к школьным предметам. В 1-3 классах большинство учеников положительно относятся к таким предметам, как рисование, физкультура, поскольку они не требуют высокого интеллектуального напряжения, связаны с любимыми привычными занятиями детей. У многих умственно-отсталых первоклассников наблюдается и второклассников наблюдается равнодушное или отрицательное отношение к урокам чтения, что вызвано трудностями овладения техникой чтения. У учеников третьего класса преобладает негативное отношение к урокам математики, т.к. в соответствии с программой увеличивается количество решаемых примеров и задач, материал становится сложнее и вызывает у детей больше трудностей.

На формирование положительного отношения к учебным предметам существенное влияние оказывают те виды работ, которые используются учителем в процессе обучения школьников-олигофренов. Исследования показывают, что в каждом предмете предпочитаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выполняют легко, без затруднений.

Предпочитаемыми предметами в 1-2 классах являются устный счет и рисование. В третьем классе наибольший интерес у умственно отсталых учащихся вызывают выполнение письменных упражнений и рисование.

Немалое значение в формировании отношения к учению оказывает содержание изучаемого материала, степень его новизны. Данные психологов и педагогов говорят о том, что стремление учеников-олигофренов к новому является важным условием, влияющим на возникновение положительного отношения к учебной деятельности.

Так, небольшое значение имеет педагогическая оценка. Известно, что на всех этапах школьного обучения оценка выполняет две функции: ориентирующую и стимулирующую. Первая воздействует на интеллектуальную деятельность и способствует осознанию учениками задания. Вторая помогает развитию личностных качеств. Оценка выполняет свою функцию, только в том случае, если обеспечено правильное понимание ее учениками.

В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю. Авторитетность педагога часто определяет выбор «любимого предмета». Доброжелательные отношения учителя с умственно отсталыми учениками – одно из условий, формирующих учебную направленность.

Известно, что среди умственно отсталых учащихся одного и того же класса наблюдается большие индивидуальные различия в овладении знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой вспомогательной школы. Различия обусловлены структурой дефекта.

Отношение к учебной деятельности учащихся вспомогательной школы в большей мере определяются такими индивидуальными особенностями, как потребность в успехе, осознание и переживание его, работоспособность.С учетом этих параметров выделено три группы учащихся, по-разному относящихся к учению.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru