В специальной психологии вопросом отношения учащихся вспомогательной школы к учебной деятельности занимались И.Г. Еременко (1972г.), Т.В. Жук (1992г.), Т.Д. Ильяшенко (1982г.), Ж.И. Намазбаева (1985г.), Б.И. Пинский (1954г.), Н.М. Стадненко (1982г.), И.П. Ушакова (1979г.) и др.
При рассмотрении отношения к учебной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ исследователи выделили критерии сформированности данного компонента личности.
Для основной массы умственно отсталых учащихся 1-3 классов не характерно осознанно-положительное отношение к учебной деятельности.
Однако встречаются отдельные школьники, у которых наблюдаются элементы такого отношения.
Развитие отношения к учению у детей-олигофренов протекает чрезвычайно замедленно. Характеризуется оно неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.
Н.М. Стадненко (1982) и другие считают, что отрицательное отношение к учебе, особенно в младших классах, чаще обусловлено трудностями в овладении знаниями, умениями и навыками, переживанием успеха. В старших классах такое отношение к учению возникает чаще из-за отсутствия интереса к учебной деятельности.
У школьников-олигофренов наблюдается избирательность отношения к школьным предметам. В 1-3 классах большинство учеников положительно относятся к таким предметам, как рисование, физкультура, поскольку они не требуют высокого интеллектуального напряжения, связаны с любимыми привычными занятиями детей. У многих умственно-отсталых первоклассников наблюдается и второклассников наблюдается равнодушное или отрицательное отношение к урокам чтения, что вызвано трудностями овладения техникой чтения. У учеников третьего класса преобладает негативное отношение к урокам математики, т.к. в соответствии с программой увеличивается количество решаемых примеров и задач, материал становится сложнее и вызывает у детей больше трудностей.
На формирование положительного отношения к учебным предметам существенное влияние оказывают те виды работ, которые используются учителем в процессе обучения школьников-олигофренов. Исследования показывают, что в каждом предмете предпочитаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выполняют легко, без затруднений.
Предпочитаемыми предметами в 1-2 классах являются устный счет и рисование. В третьем классе наибольший интерес у умственно отсталых учащихся вызывают выполнение письменных упражнений и рисование.
Немалое значение в формировании отношения к учению оказывает содержание изучаемого материала, степень его новизны. Данные психологов и педагогов говорят о том, что стремление учеников-олигофренов к новому является важным условием, влияющим на возникновение положительного отношения к учебной деятельности.
Так, небольшое значение имеет педагогическая оценка. Известно, что на всех этапах школьного обучения оценка выполняет две функции: ориентирующую и стимулирующую. Первая воздействует на интеллектуальную деятельность и способствует осознанию учениками задания. Вторая помогает развитию личностных качеств. Оценка выполняет свою функцию, только в том случае, если обеспечено правильное понимание ее учениками.
В развитии положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю. Авторитетность педагога часто определяет выбор «любимого предмета». Доброжелательные отношения учителя с умственно отсталыми учениками – одно из условий, формирующих учебную направленность.
Известно, что среди умственно отсталых учащихся одного и того же класса наблюдается большие индивидуальные различия в овладении знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой вспомогательной школы. Различия обусловлены структурой дефекта.
Отношение к учебной деятельности учащихся вспомогательной школы в большей мере определяются такими индивидуальными особенностями, как потребность в успехе, осознание и переживание его, работоспособность.С учетом этих параметров выделено три группы учащихся, по-разному относящихся к учению.
Новое в образовании:
Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагогического коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от классных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социа ...
Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема
Разговор о межпредметных связях начался с того времени, когда в школе было введено раздельное преподавание учебных предметов, обусловленное базисным развитием науки. В эпоху Возрождения прогрессивные педагоги, выступая против схоластики в обучении, подчёркивали важность формирования у учащихся пред ...
Классификация компьютерных диагностических методик
Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Психодиагностика характеризуются широким спектром методических решен ...