Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Педагогика сегодня » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

Страница 2

У школьников-олигофренов наблюдается недостаточно критичное отношение к результатам своей деятельности. Проявляется это в том, что дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания с целью проверки их правильности, не обращают внимания на их реальную значимость.

Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение задачи. Не осознавая специфичности задачи, они выполняют ее, действуя в соответствии с прошлым опытом, приобретенным при решении сходной задачи, что не способствует достижению поставленной цели.

Большое влияние на деятельность детей-олигофренов оказывают мотивы побуждающие к ней. Данные о выполнении заданий школьниками с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют об особенностях мотивационной сферы этих детей. В зависимости от характера задач, стоящих перед учащимся, различают далекую и близкую мотивацию. Дальность мотивации оказывает существенное влияние на характер выполняемых действий, на отношение ребенка к встречающимся трудностям полученным результатам.

Умственно отсталые школьники в осуществлении любой деятельности руководствуются чаще всего близкими мотивами, направленными не на выполнение задачи в целом, а лишь отдельных ее операций и действий. К выполнению деятельности школьников-олигофренов побуждают мотивы, связанные лишь с необходимостью выполнения поставленной задачи, к решению которой они не проявляют внутренней готовности. Обычно ученики-олигофрены не подчиняют свои действия требованиям задания, в следствии чего не достигается конечная цель, а вместе с ней и далекая.

Проведенные с умственно отсталыми школьниками исследования показали, что ожидаемая оценка часто не оказывает никакого влияния на деятельность этой категории детей в первые годы обучения.

Для умственно-отсталых детей характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки деятельности умственно отсталого связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.

В экспериментах с выполнением действия по «оценочной инструкции», несмотря на то, что эта инструкция во время ее восприятия вызвала у школьников повышенную эмоциональную реакцию и волнение, она не приводила к изменению направленности совершенной деятельности, ее мотивации. Содержащиеся в инструкции указания на предстоящую оценку действия влияли на выполнение работы только в том случае, когда инструкция подкреплялась непосредственными, оценочными стимулами в процессе самой деятельности.

В ходе коррекционно-направленного учебно-воспитательного процесса от младших классов к старшим у умственно отсталых школьников происходит развитие и совершенствование всех структурных компонентов деятельности и ее видов.

Личность умственно отсталого ребенка и его мотивационная сфера образуется в деятельности. Однако этот процесс осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения ЦНС, возникшего в ранний, до речевой период жизни. Нарушение важнейших мозговых структур разрушает потребность ребенка в новых впечатлениях, чем и затормаживает его социальное развитие.

Поступление ребенка в школу – важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. Психологические исследования [54] дают основание говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности умственно отсталых детей оказываются ситуативными, неустойчивыми и формируются крайне медленно. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение маленького школьника к учителю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности, способствует выработке умственного положительного отклонения к обучению в целом.

Проблемой отношения к учебной деятельности умственно отсталых школьников занимался В.Н. Мясницев (1960 г.).

Определенное воздействие на формирование отношения детей-олигофренов к учебной деятельности оказывают и те обстоятельства, в которые ребенок попадает, становясь школьником. Многие из них приходят в специальную (коррекционную) школу из массовой, где у них систематически возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками. Это способствует появлению у умственно отсталого ребенка отрицательного отношения к школе и к учению. Иногда родители сами формируют такое отношение, чрезвычайно завышая или занижая требования. Негативное отношение к учебной деятельности изменяется не сразу даже тогда, когда ученик начинает учиться в адекватных условиях - в специальной (коррекционной) школе по доступной программе.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Работа с родителями
На родительском собрании психолог может сделать сообщение о важности и необходимости развития творческих способностей детей. Психолог может оказать родителям неоценимую помощь, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности, матери ...

Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru