Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10–11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Исходя из вышесказанного, можно подвести следующий итог по данному параграфу:
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.
Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.
Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей.
Новое в образовании:
Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...
Вопросы гражданского образование в отечественной и зарубежной истории
Утверждение гражданского образования как атрибута гражданского общества имеет свою историю. Изучение исторических корней гражданского образования поможет представить всю широту проблемы. Вопросы гражданского образования поднимались в обществе с древних времен. Исследования французских просветителей ...
Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...