Основные методы психолого-педагогического исследования

Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответствии с установленными критериями и показателями. Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:

Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат

Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми

Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо

По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа

Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Наблюдение – основной, наиболее распространенный эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

Классификация видов наблюдения:

по времени проведения: непрерывные и дискретные;

по объему: широкие и узкоспециальные;

по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: не включённые (открытые) и включенные (скрытые).

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях, может быть лабораторным и естественным.

Беседа – эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Тестирование – метод, в котором используются «стандартизированные» вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у испытуемых требуемых им для той или иной деятельности личностных качеств. Тест – стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологические особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста. От других способов обследования тестирование отличается: точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.


Новое в образовании:

Семья и родственные окружения
Большое влияние на детскую субкультуру вносят родители и воспитатели, если сравнивать с прошлыми столетиями, человечество начло понимать и обращать внимание на воспитание и развитие детской субкультуры. Важнейшим институтом социализации раннего детства является и родители и родственное окружение, г ...

Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...

Анализ результатов исследования
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отлич ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru