Обозначенные принципы позволяют классному руководителю активно вовлекать школьников в управление своим коллективом, организовать совместную деятельность, дают возможность каждому школьнику проявить себя, ощутить свою значимость в коллективе, найти возможности своего участия в жизни класса.
Исходя из рассмотренных выше принципов, следует обозначить методическое обеспечение деятельности классного руководителя, включающее методы и формы воспитательной работы и реализуемое посредством функций деятельности классного руководителя:
- аналитическая функция предполагает изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей школьников, изучение и анализ взаимоотношений в группах школьников, изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на развитие учащихся класса;
- развивающая функция подразумевает создание развивающей среды, адекватной природе ребёнка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности; развитие индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность; развивающая функция воспитательной работы заключается также в выявлении и развитии способностей и интересов ребёнка;
- образовательная функция реализуется через интенсификацию образования - качественное углубление образования в определённой сфере знания (сверх тех знаний, которые ученик получает на уроке), экстенсификацию образования - количественное расширение образования (освоение образовательных областей, не предусмотренных школьной программой); допрофесси- ональную подготовку - освоение основ какой-либо профессии;
- координационная - определяет согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса: учителями, работающими в классе, психологами, родителями, руководителями кружков и секций;
- компенсаторная - способствует осуществлению желания ребёнка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать жизненные проблемы;
- досуговая - реализуется через удовлетворение потребности учащихся в содержательном и развивающем отдыхе, возможности отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жёсткой регламентации в семье и школе.
В современной школе классному руководителю необходимо ориентироваться на приоритет некоторых методов работы с современными школьниками. К ним относятся дискуссионные; игровые, состязательные, творческие; психологические, тренинговые; консультативные методы воспитательной работы.
Дискуссионные методы (к ним можно отнести дискуссию, дебаты, проблемную беседу, круглый стол и другие диалоговые методы) наиболее актуальны для современной школы, потому что позволяют повысить интенсивность и эффективность воспитательного процесса за счет активного включения школьников в коллективный поиск истины, формировать у них рациональное, критическое мышление, при котором «ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как возможности для познания». Цели проведения дискуссионных методов могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и др. Дискуссионные методы не часто используются в работе классного руководителя, потому что обсуждение различных проблемных вопросов требует от него знаний, опыта и специальных методических умений. В нашем опыте мы активно используем дискуссионные методы, организуя дискуссии на такие темы, как «Актуален ли брак в XXI веке?», «Социальные сети: уход от реальности или возможность общаться?», «Деньги: плохой хозяин или хороший слуга?» и др. При использовании дискуссионных методов наиболее важным для школьников является не только получение и осмысление информации, а в значительной степени самостоятельное размышление и выбор собственной точки зрения по дискутируемым проблемным вопросам. Педагогу важно помнить, что главным действующим лицом в дискуссионных методах является ученик, а учитель выступает в роли консультанта или руководителя дискуссии, более компетентного, но равноправного участника. Для педагога очень важно акцентировать значимость процесса дискуссии, избегать оценочных суждений и не придавать слишком большого значения итоговым выводам.
Игровые, состязательные, творческие методы относятся к косвенным методам воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровые методы включения школьника в деятельность и общение предполагают именно личностный подход. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. В игре ребенок проигрывает, «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру активным средством социализации ребенка, предоставляя ему право пробы и выбора своих сил, возможностей, интересов. Задачи педагога в процессе организации игровой деятельности можно охарактеризовать так: обеспечение доброжелательной атмосферы общения; «заражение» интересом, азартом, интригой; отказ от категорических оценок; поддержка оригинальных идей; поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения. Один из творческих методов, пришедших в школьную практику с телевидения - шоу-технологии. Различные шоу-мероприятия требуют соответствующих умений и согласованной подготовки организаторов, участников и зрителей. Можно воспользоваться опытом известных шоу-технологий, имеющих педагогический смысл, таких, как «Умники и умницы», «Минута славы», КВН и т. п., или реализовать собственные замыслы. Подготовка и проведение шоу-мероприятий имеют некоторые общие черты, они могут включать подготовку участников конкурсов, разработку или подбор конкурсных заданий, оформление помещения, «сцены», музыкальное сопровождение, работу со зрителями, ведение шоу, работу жюри, танцевальную и музыкальную программу.
Новое в образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...
Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...