Психологические, тренинговые методы используются в современной школе преимущественно в работе психологической службы. Но возможностей психолога не всегда достаточно для работы со всеми учащимися, и классные руководители осваивают эти формы и методы коллективной работы. Позитивное в этом - использование психологических методов в создании условий для самораскрытия учеников, самостоятельного поиска ими способов решения проблем. Проведение тренингов по развитию творческого мышления, познавательных интересов, уверенности в себе позволяет участникам получить своеобразный социальный опыт и определенные способы поведения. Подлинно коммуникативная обстановка требует умения создавать благоприятный психологический климат, ситуацию успеха: подбадривать детей, находить доброе слово для каждого ученика, тактично исправлять и помогать. Такие занятия дают возможность педагогу понять школьника, осознать, что в воспитании учащихся важно меньше заниматься разъяснением, уговариванием, чтением нотаций, проведением бесед, а больше - организацией деятельности, в которой формировались бы нужные личностные качества и опыт, усваивались соответствующие привычки и навыки, чувства и переживания, способствующие гармонизации внутренней сферы личности субъекта и адекватности его представления о своем Я. В тренинге объединяется профессиональная воспитательная деятельность и процесс самовоспитания, так как в группе подросток может увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.
Консультативные методы используют как методы педагогической поддержки. Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий в самоорганизации им собственной жизни. При этом педагог должен увидеть проблему с точки зрения ребенка, зафиксировать в его сознании те способы и аргументы, через которые он успешно её решает, помочь увидеть результаты. Суть поддержки состоит в том, чтобы стимулировать подростка к преодолению препятствий, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные интересы и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Проблема должна обозначаться и в целом решаться самим ребенком при опосредованном участии взрослого, таким образом ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности.
В разнообразных формах внеклассной и вне- учебной работы классный руководитель, родители, учителя должны быть не только организаторами, но и участниками, работающими в сотрудничестве и сотворчестве с детьми. Выбирать формы деятельности следует, исходя из следующих условий:
- многообразие используемых форм;
- познавательный характер деятельности (в процессе её учащиеся должны приобретать новые знания, расширять свой кругозор);
- эмоциональная окрашенность, формирующая положительное отношение к процессу интеллектуального труда, к учению, к людям науки, к учителям, организация бесконфликтного общения;
- индивидуальный подход (необходимо помочь подобрать такие формы работы, которые учащиеся будут выполнять с интересом);
- интеграция знаний по различным предметам, с целью учета разнообразных интересов как можно большего числа детей.
В новых социальных условиях организация совместных творческих дел в школе осложняется разнообразными проблемами. Во-первых, сегодня в классе есть определенная группа школьников, чьи интересы находятся далеко за пределами учебной деятельности. Имеется и определенная часть воспитанников, потребности и интересы которых «размыты», они хотели бы заняться интересными и полезными для себя делами, но не могут самостоятельно в них определиться. Во-вторых, сегодня мы наблюдаем, резкое расхождение между тем содержанием, на котором готов работать классный руководитель, и теми проблемами, которые волнуют учащихся. Возможность для педагога влиять на этот процесс и стимулировать его происходит только через диалог. Диалог - наиболее благоприятная форма утверждения отношений сотрудничества педагога и школьников. Это обмен не только информацией, но и инструмент педагогической поддержки, обмен смыслами, отношениями, переживаниями. Через диалог классный руководитель реализует всю систему педагогических стимулов влияния на учащихся.
Важнейшая черта современного образования - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только адаптироваться, но и активно действовать в ситуациях социальных перемен. Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя должно определять актуальные подходы в организации воспитательной работы в соответствии с требованиями новых ФГОС и условиями современной школы. При этом главная задача деятельности классного руководителя заключается в стимулировании внутренней активности учеников, нахождении способов для индивидуального включения воспитанников в деятельность, увлечении их интересной перспективой, организации интересной деятельности по собственному выбору школьников.
Новое в образовании:
Особенности
обучения письменной речи детей с дисграфией
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...
Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...
Образовательные системы дошкольных учреждений
Существует различные виды образовательных систем, программ, альтернативные технологии дошкольного образования. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до1989 года по ...