Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи

Страница 5

Художник рисует (что?) … Ветеринар лечит (кого?) …

Почтальон разносит (что?) … Врач лечит (кого?) …

Прачка стирает (что?) … Доярка доит (кого?) …

Водитель ведет (что?) … Конюх кормит (кого?) …

· Ответьте на вопросы полным предложением: английские имена для котов

Что варит сталевар?

Кого разводит пчеловод?

Кого ведут в детский сад?

Что рубит лесоруб?

Кого боится мышка?

Кого боится кошка?

Родительный падеж (кого? Чего?):

· «Определите, чей клюв изображен на рисунке» (рисунки подбирает логопед). Например, Это клюв дятла.

· «Отгадайте чьи это следы». Например, это следы лисы.

· Игра «Чего не стало»

· «Закончите словосочетания, отвечая на вопросы»

Корни чего? ….

Ветка чего? …

Крылья кого? …

Нора кого? …

Плод чего? …

Щепотка чего? …

· «Закончите предложения, правильно изменив слова в скобках»

Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). У птиц нет (зубы).

Дательный падеж (кому? Чему?):

· «Закончите предложения, изменяя слова в скобках по смыслу»

Расскажи сказку … (сестренка);

Дай морковку … (кролик);

Отдай книгу … (Витя);

Дай лекарство … (дедушка);

Принеси полотенце … (брат);

· «Кому нужны эти инструменты». Например, скрипка нужна скрипачу. (слова: кисточка, ножницы, гитара, малярная кисть).

Творительный падеж (кем? Чем?):

· Ответьте на вопросы:

Шьют чем?

Едят чем?

Пилят чем?

Копают чем?

Гордятся кем?

Рисуют чем?

· Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос чем? Или кем? Например, туфли – туфлями. (Слова: зубы, руки, сапоги, крылья, деревья).

Предложный падеж (о ком? О чем?):

· Ответьте на вопросы:

О чем ты мечтаешь? О чем мечтает твой товарищ? О чем ты думаешь? О чем думает твой сосед по парте? О чем ты прочитал? О ком ты заботишься?

· На данном этапе включаем задания на усвоение предлогов.

Сначала происходит усвоение простых предлогов: в, на.

· Показываем ребенку картинку с пространственным изображением предметов. Покажи, где шарик находится на квадрате, где шарик в квадрате (см. Приложение).

· Выполнение инструкций: положи карандаш на стол, положи его под стол, Положи карандаш на книгу, положи ручку в пенал.

· «На чем можно ездить». Например, на машине. Логопед предлагает вспомнить ребенку все виды транспорта на которых можно ездить.

· Ответьте на вопросы:

Куда складывают еду? (в холодильник).

Где хранятся ручки и карандаши?

Где живет белка?

Где живет медведь?

Таким образом, продолжается работа над всеми предлогами.

5.

Развитие словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой. Поэтому расширение активного и пассивного словарного запаса происходит параллельно со всей коррекционной работой [25]. Формируем представление у детей об обобщающих понятиях (грибы, животные, инструменты и трак далее). Так же происходит работа над дифференциацией сходных понятий: фрукты-овощи, одежда-обувь. Дети раскладывают картинки на две группы: одежда – слева, обувь – справа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Ступени формирования умений по орфографии
Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Процесс ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Факторы, обуславливающие успешность аудирования
Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), так и от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлений, продолжительности звучания), а также от лингвистических осо ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru