Исходя из выявленных в ходе исследования особенностей, мы наметили следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:
· Формирование понимания и употребления категории единственного и множественного числа;
· Развитие понимания и употребления категории рода;
· Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции;
· Обучение согласованию частей речи в роде, числе, падеже;
· Развитие словарного запаса;
Отмеченные нами направления коррекционной работы являются наиболее общими, то есть, это те направления, на которые мы должны базироваться, корректируя лексико-грамматические недостатки речи у детей татарской национальности. Так как в процессе нашего исследования мы выяснили специфические особенности лексико-грамматического строя речи у детей-билингвов, то ниже мы предложим коррекционную работу, которая будет учитывать указанные во второй главе специфические особенности.
Одно из главных направлений в работе по развитию грамматического строя речи детей – помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До начала коррекционного процесса дети овладевали практически грамматической системой, не подозревая, что они склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи.
1.
Формирование понимания категории числа.
Для того чтобы безошибочно использовать категорию числа в своей речи ребенку необходимо осознанное его восприятие. А осознанность формируется лишь при наличии понимания данной категории. Поэтому упражнения на развитие понимания категории числа являются начальными в коррекционной работе. Без осознанного понимания ребенок не сможет дифференцировать слова единственного и множественного числа. В коррекционной работе используем наглядные картинки с изображением одного предмета и множества данных предметов. Необходимо объяснить детям, что множественное число – это несколько предметов, которых можно посчитать. А единственное число – один предмет и счету он не поддается. Примерные задания для развития понимания категории числа:
· Используя ватные палочки, карандаши, счетные палочки даем задание детям составить на столе следующее противопоставление: слева положить предмет, а справа предметы, тем самым слева – единственное число, справа – множественное. Таким образом, поступаем со всеми предметами. Сначала показывает логопед, затем выполняет ребенок. В итоге мы должны добиться самостоятельного выполнения задания.
· Ребенок должен показать на картинках предметы единственного числа: стул, дверь, белку, осу и так далее;
· Просим ребенка показать предметы, обозначающие множественное число: двери, стулья, ос;
· Используем прием рисования. Инструкция логопеда: «Если я на доске нарисую один кружок, то вы нарисуете много, а если я нарисую много, то вы нарисуете один». Таким образом используем рисование круга, треугольника, снежинки, крестика и так далее.
2.
Формирование способности употребления категории числа.
Как отмечалось выше наиболее часто дети допускали ошибки при изменении слова из единственного числа во множественное. Поэтому коррекционную логопедическую работу мы начнем с заданий, которые вызывают у детей меньшее количество затруднений. На данном этапе у детей уже сформировано понимание категории числа. Наша задача: активизировать данные знания и перевести их в активный словарный запас. Исходя из этого, рассмотрим упражнения, помогающие использовать в речи существительные единственного и множественного числа.
Новое в образовании:
Организация и содержание
исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...
Помощь коллег и руководства школы в процессе формирования индивидуального
стиля работы классного руководителя
Одним из важных резервов в управлении процессом формирования индивидуального стиля в классном руководстве является психологический аспект. Такая потребность вызвана тем, что упор делается на методическую подготовку учителя, а его психологические, психические качества, которые имеют непосредственное ...