Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи

Страница 2

Исходя из выявленных в ходе исследования особенностей, мы наметили следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

· Формирование понимания и употребления категории единственного и множественного числа;

· Развитие понимания и употребления категории рода;

· Развитие умения использовать в речи предложно-падежные конструкции;

· Обучение согласованию частей речи в роде, числе, падеже;

· Развитие словарного запаса;

Отмеченные нами направления коррекционной работы являются наиболее общими, то есть, это те направления, на которые мы должны базироваться, корректируя лексико-грамматические недостатки речи у детей татарской национальности. Так как в процессе нашего исследования мы выяснили специфические особенности лексико-грамматического строя речи у детей-билингвов, то ниже мы предложим коррекционную работу, которая будет учитывать указанные во второй главе специфические особенности.

Одно из главных направлений в работе по развитию грамматического строя речи детей – помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До начала коррекционного процесса дети овладевали практически грамматической системой, не подозревая, что они склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи.

1.

Формирование понимания категории числа.

Для того чтобы безошибочно использовать категорию числа в своей речи ребенку необходимо осознанное его восприятие. А осознанность формируется лишь при наличии понимания данной категории. Поэтому упражнения на развитие понимания категории числа являются начальными в коррекционной работе. Без осознанного понимания ребенок не сможет дифференцировать слова единственного и множественного числа. В коррекционной работе используем наглядные картинки с изображением одного предмета и множества данных предметов. Необходимо объяснить детям, что множественное число – это несколько предметов, которых можно посчитать. А единственное число – один предмет и счету он не поддается. Примерные задания для развития понимания категории числа:

· Используя ватные палочки, карандаши, счетные палочки даем задание детям составить на столе следующее противопоставление: слева положить предмет, а справа предметы, тем самым слева – единственное число, справа – множественное. Таким образом, поступаем со всеми предметами. Сначала показывает логопед, затем выполняет ребенок. В итоге мы должны добиться самостоятельного выполнения задания.

· Ребенок должен показать на картинках предметы единственного числа: стул, дверь, белку, осу и так далее;

· Просим ребенка показать предметы, обозначающие множественное число: двери, стулья, ос;

· Используем прием рисования. Инструкция логопеда: «Если я на доске нарисую один кружок, то вы нарисуете много, а если я нарисую много, то вы нарисуете один». Таким образом используем рисование круга, треугольника, снежинки, крестика и так далее.

2.

Формирование способности употребления категории числа.

Как отмечалось выше наиболее часто дети допускали ошибки при изменении слова из единственного числа во множественное. Поэтому коррекционную логопедическую работу мы начнем с заданий, которые вызывают у детей меньшее количество затруднений. На данном этапе у детей уже сформировано понимание категории числа. Наша задача: активизировать данные знания и перевести их в активный словарный запас. Исходя из этого, рассмотрим упражнения, помогающие использовать в речи существительные единственного и множественного числа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...

Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основными из них являются: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, ...

Исследование эффективности использования методов формирования технических навыков и умений на занятиях лепкой в процессе использования дымковской народной игрушки
К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств созда ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru