Организация самостоятельной работы студентов

Страница 2

Более сложным процессом было управление самостоятельной работой студентов, которое предполагает:

– учет особенностей студентов, факультета, формы обучения;

– стимулирование активности студентов на всех видах занятий, позволяющее наметить пути преодоления затруднений;

– осуществление постановки новых задач на основе достигнутого, систематический учет и оценка результатов самостоятельной работы каждого студента.

При этом использовались такие формы контроля, как коллоквиумы, отчеты, написание рефератов, выступления на семинарах, зачеты по теме и пр.

Для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов кафедрами и факультетами была осуществлена следующая система организационных и методических мероприятий.

I. По каждой технологической дисциплине учебного плана были определены:

а) обязательный минимум знаний, умений, навыков и компетенций, которые должен приобрести студент в результате изучения данной дисциплины. Это потребовало пересмотра и научного обоснования учебных планов и программ, а также создания нового типа учебных пособий, соответствующей организации кабинетов, лабораторий и их технического оснащения;

б) содержание лекционного курса;

в) теоретические сведения, которые должны быть усвоены студентами путем самостоятельной работы над книгами в ходе научно-познавательной и др. видов работ;

г) содержание занятий.

II. Скорректирована методика преподавания каждой технологической дисциплины в вузе:

а) методика чтения лекций по разным разделам курса;

б) методика практических занятий (типы упражнений, лабораторных занятий по каждому разделу курса, комплексные упражнения, проблема повторения и пр.);

в) методика самостоятельной работы студентов по данной дисциплине (усвоение теоретических сведений, выполнение тренировочных упражнений, подготовка к зачетам и экзаменам и пр.);

г) наглядные пособия и технические средства, их типы и методика применения на разных видах занятий и в самостоятельной работе студентов;

д) учет знаний и навыков студентов по данной дисциплине, формы этого учета и их сравнительная эффективность.

Традиционная система организации самостоятельной работы студентов видоизменялась в условиях перехода на новые рабочие учебные планы.

Для осуществления оптимального режима студента была рассчитана посильная домашняя работа по каждой дисциплине и контролировалось осуществление этого режима, не нарушая установленной нормы (4–5 часов самостоятельной работы в день).

Переход на экспериментальную дидактическую систему был осуществлен, исходя из особенностей каждой дисциплины, с учетом возможностей применения всех новых форм и методов обучения.

Для научного обоснования системы самостоятельной работы студентов был проведен анализ каждой технологической дисциплины по следующим основным аспектам:

– методы передачи студентам определенной информации: лекции, решение задач, самостоятельная работа с учебником и т. д.;

– среднее время, необходимое для изучения каждой темы (данные по этому аспекту брались из непосредственного наблюдения за учебным процессом, хронометрирования и анкетирования студентов);

– задачи, упражнения и т. п., предлагаемые для решения в аудитории и дома (с разделением на сессионный и межсессионный период);

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая б ...

Методы и приемы развития умений неподготовленной речи в малых группах
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях. Все этапы речепроизводства, от внутренн ...

Виды обучения
Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым си ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru