Более сложным процессом было управление самостоятельной работой студентов, которое предполагает:
– учет особенностей студентов, факультета, формы обучения;
– стимулирование активности студентов на всех видах занятий, позволяющее наметить пути преодоления затруднений;
– осуществление постановки новых задач на основе достигнутого, систематический учет и оценка результатов самостоятельной работы каждого студента.
При этом использовались такие формы контроля, как коллоквиумы, отчеты, написание рефератов, выступления на семинарах, зачеты по теме и пр.
Для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов кафедрами и факультетами была осуществлена следующая система организационных и методических мероприятий.
I. По каждой технологической дисциплине учебного плана были определены:
а) обязательный минимум знаний, умений, навыков и компетенций, которые должен приобрести студент в результате изучения данной дисциплины. Это потребовало пересмотра и научного обоснования учебных планов и программ, а также создания нового типа учебных пособий, соответствующей организации кабинетов, лабораторий и их технического оснащения;
б) содержание лекционного курса;
в) теоретические сведения, которые должны быть усвоены студентами путем самостоятельной работы над книгами в ходе научно-познавательной и др. видов работ;
г) содержание занятий.
II. Скорректирована методика преподавания каждой технологической дисциплины в вузе:
а) методика чтения лекций по разным разделам курса;
б) методика практических занятий (типы упражнений, лабораторных занятий по каждому разделу курса, комплексные упражнения, проблема повторения и пр.);
в) методика самостоятельной работы студентов по данной дисциплине (усвоение теоретических сведений, выполнение тренировочных упражнений, подготовка к зачетам и экзаменам и пр.);
г) наглядные пособия и технические средства, их типы и методика применения на разных видах занятий и в самостоятельной работе студентов;
д) учет знаний и навыков студентов по данной дисциплине, формы этого учета и их сравнительная эффективность.
Традиционная система организации самостоятельной работы студентов видоизменялась в условиях перехода на новые рабочие учебные планы.
Для осуществления оптимального режима студента была рассчитана посильная домашняя работа по каждой дисциплине и контролировалось осуществление этого режима, не нарушая установленной нормы (4–5 часов самостоятельной работы в день).
Переход на экспериментальную дидактическую систему был осуществлен, исходя из особенностей каждой дисциплины, с учетом возможностей применения всех новых форм и методов обучения.
Для научного обоснования системы самостоятельной работы студентов был проведен анализ каждой технологической дисциплины по следующим основным аспектам:
– методы передачи студентам определенной информации: лекции, решение задач, самостоятельная работа с учебником и т. д.;
– среднее время, необходимое для изучения каждой темы (данные по этому аспекту брались из непосредственного наблюдения за учебным процессом, хронометрирования и анкетирования студентов);
– задачи, упражнения и т. п., предлагаемые для решения в аудитории и дома (с разделением на сессионный и межсессионный период);
Новое в образовании:
Декоративная живопись
Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта ...
Парадигмальные изменения в образовании как социальное
явление и педагогический феномен
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной ...
Основные трудности восприятия иноязычной речи на
слух
При недостаточной сформированности компонентов процесса аудирования он протекает с большими или меньшими трудностями. К психологическим факторам трудностей восприятия иноязычной речи на слух относятся некоторые особенности слуховой памяти, ее «емкость» – возможность удерживать слушающий текст (пред ...