Урок №3
Тема урока: "Символ мира - японский журавлик".
Тема коллективной работы: мобиль "Стая птиц".
Форма организации совместной деятельности: совместно - последовательная, по принципу работы конвейера.
Материалы и инструменты: разноцветные листы бумаги разных размеров, тонкие нити, клей,
ножницы, побеги винограда, проволока.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.
Учитель рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы на протяжении минимум двух веков с любовью складывали журавликов.
Вторая мировая война придала древней фигурке ещё" одно значение - символ мира. Многие вероятно помнят историю Садако Сасаки - девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644 . Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.
Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее .
Преподаватель знакомит учеников с базовой формой - птица
и на её основе складывает журавлика. Ученики последовательно повторяют за ним каждую операцию и выполняют каждый своего журавлика.
Затем они организовывают конвейер, где каждый ученик выполняет отдельную операцию.
В конце урока лозу скручивают в круг и на тонких нитях подвешивают журавликов.
Примечание: таких мобилей можно выполнить по количеству люстр в фойе или в классе и подвесить мобили к ним.
Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает более 10 лет. Однако за это время сделано удивительно много. Мощный толчок развитию отечественного оригами дало создание в двух общественных организаций - Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации развития оригами в ряде городов были проведены выставки; в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Москве, Туапсе, Ростове-на-Дону и других городах.
В 1995 году вышло в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первого издания учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома". В 2001 году переработанное и дополненное переиздание этого учебника под названием "Весёлые уроки оригами в школе и дома" увидело свет в Петербургском Издательском доме "Литера".
Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами и бумажным моделированием (не только детей, но и взрослых) уже не первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов. Результаты некоторых таких исследований неоднократно докладывались, например, на Всероссийских конференциях “Оригами и педагогика” .
Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий оригами являются следующие положения:
-связь физического движения и общего психического развития;
-связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.
На основании этого исследователи выдвинули предположение, что с помощью систематических занятий оригами развиваются интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы:
-восприятие (целостность и структурность образа);
-внимание (концентрация и устойчивость);
-память (зрительная и кинестетическая);
-мышления (пространственное, креативное).
Данные изменения, отмечают исследователи, стали заметны уже после одного года занятий оригами.
Необходимо отметить, что у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к работе: у 63% учащихся из сильной оригамской группы, у 60% детей из слабой оригамской группы, и только у 45% детей из контрольной группы.
Эти показатели дали исследователям основание считать, что “занятия оригами способствуют развитию креативного мышления, то есть способности искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте. В данном случае основным критерием креативности мы считали самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели.
Неоднократно учителями оригами, отмечался любопытный факт: бумажное моделирование и оригами являются одним из очень немногих школьных предметов, с которых учащиеся зачастую не хотят уходить после окончания плановых занятий. Их уговаривают, увещевают учитель и подошедшие родители, дедушки и бабушки, что будет следующее занятие, что нельзя успеть всё сразу и т.д., но ., если сразу нет других занятий, редко удаётся закончить раньше, чем через полчаса после официального времени окончания урока.
Новое в образовании:
Обсуждение результатов эксперимента
Целью проверочного среза знаний было установить, в какой степени изучаемая лексика по теме "Food" а также наименования величин, которые применяются для обозначения мер веса усвоены учащимися 6-го класса. Насколько свободно они владеют этой лексикой в устной речи, способны ли правильно соч ...
Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у
детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...