На своих занятиях оригами педагоги отмечают ту же закономерность, что проявляется и на всех остальных школьных предметах. Одни проявляют себя творцами, другие довольствуются ролью подражателей, исполнителей (причём нередко с лучшим качеством и точностью работы — у них свой талант) и нисколько от этого не страдают.
Третьи . показывают собирательный отклик на “всё школьное обучение по единому стандарту”. С ними тоже можно и нужно работать, но для более значимого успеха — уже всей школой, даже всем миром . К слову сказать, ряды “третьих” на уроках оригами заметно редеют по сравнению с теми занятиями, которые опираются на менее распространённые природные способности и на прошлый учебный опыт детей.
Иные педагоги стараются сохранить и укрепить интерес к занятиям, оставаясь исключительно в канве оригами. С большим успехом используют сказочное проведение занятий для младших школьников. Это не только складывание участников сказок, но и сказочный вид описания хода складывания. Скажем, два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой и т.д.), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. И увлекательно, и . легче запоминается, потому что объединено всё одной логичной и образной историей.
Очень важно в занятиях оригами последовательное усложнение
заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей
каждого
ребёнка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все русла восприятия, постепенно переходят к более сложным видам. Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию (одно из самых сложных, в том числе для педагога). В таких случаях очень хорошо видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать. Особенно хорошо оригами выявляет конструкторские способности детей, что (выявление и поддержка природных способностей) и является главной задачей общеобразовательной школы.
На первом этапе изучения оригами можно ограничиться четырьмя простейшими базовыми заготовками и на их основе складывать множество поделок (даже с дошкольниками)!
Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагаются различные “ребусы” по оригами: пропускается один (а позже — и более) шагов складывания поделки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Понятно, что это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уж желания изобретать многим людям хватает на долгие и долгие годы.
Подобного рода задания, более сложные задачи используются не только на проверочных работах по оригами, но и в различных конкурсах,
олимпиадах и соревнованиях.
Всероссийскую заочную олимпиаду уже 4 года проводит Омский центр оригами совместно с кафедрой методики преподавания математики Омского гос. университета. Условия Олимпиады и её итоги печатаются в журнале “Оригами”. Прошли совместные конкурсы журнала “Оригами” с газетой “Пионерская правда” и журналом “Юный художник”, которые показали, что интерес к оригами испытывают дети из разных уголков страны, не обязательно занимавшиеся оригами ранее.
Для разнообразия складывания из бумаги используем в работе и такой приём, как занимательные беседы о японской культуре в целом. Это и рассказы об своеобразных японских праздниках, в том числе использующих поделки оригами, и сочинение кратких выразительных трёхстиший философского плана, подходящих для этой поделки, рассказ о жизни японских школьников, об отличиях наших систем образования в том виде, которая интересна детям.
Новое в образовании:
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности
учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...
Описание модели образовательной среды
Перечислим принципы, которые естественным образом должны быть положены в основу данной модели, для того, чтобы сконструированная на ее основе реальная образовательная среда конкретного педагогического университета обладала перечисленными выше признаками. К ним относятся: принцип целостности модели; ...