В последние годы наблюдалась тенденция снижения уровня физической и особенно спортивной подготовленности абитуриентов, поступающих в педагогические вузы на факультет физической культуры. Это объяснялось снижением уровня спортивно-массовой работы в общеобразовательных школах, ухудшением условий деятельности детско-юношеских спортивных школ и других учреждений дополнительного образования. Поэтому наряду с задачей повышения спортивного мастерства встала не менее важная задача совершенствования физической (двигательной) подготовки обучающихся.
В этот период пересматривалось содержание экзаменов: приемных, годовых и итоговых (государственной аттестации выпускников). Наметилась четкая тенденция отказа от традиционной системы, когда при приеме учитывался только "двигательный" компонент профессионализма физкультурно-спортивной деятельности (экзамены по гимнастике, легкой атлетике, плаванию), а при выпуске — "интеллектуальный, теоретический" компонент (экзамен по теории и методике физического воспитания и спорта). Начался переход к новой системе: при приеме учитывать уровень физических кондиций абитуриента (экзамен на основе тестирования физической подготовленности) и "теоретико-профессиональный уровень" (экзамен по основам знаний в области физической культуры), а при выпуске — теоретико-методический уровень на основе содержания выпускной квалификационной работы и теоретико-практический уровень на основе интегрированного экзамена по теории и методике физического воспитания и спорта с включением методико-практического задания на основе методических умений и навыков педагога по физической культуре и спорту.
Количество аудиторных часов по сравнению с таковым в предыдущих годах увеличилось с 404 до 540, поскольку факультатива ППФ в учебном плане нет. Однако увеличение количества часов на практические занятия не может компенсировать отсутствие названного факультатива. Имеет место стремление усилить интеграцию курсов ТМФВС, ПФСС, базовых физкультурно-спортивных дисциплин.
Анализ опыта работы по дисциплине СПС и ПФСС показал, что при достаточно высоком уровне профессионализма профессорско-преподавательского состава этот курс играет важную роль в профессиональной подготовке студентов, по нему проводится экзамен и госэкзамен, а к моменту окончания вуза студенты должны выполнить требования спортивного разряда и судьи по спорту. При невысоком уровне профессионализма преподавателей кафедры нередко идут по пути разделения часов, отведенных на СПС и ПФСС, между базовыми физкультурно-спортивными видами (гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт), лишь формально сохраняя "рамки" ПФСС, что недопустимо. Выяснилось, что дисциплина ПФСС требует преподавателя новой формации с хорошей научно-методической и спортивной подготовкой: человек, имеющий научную степень или звание, но не знающий "изнутри" спортивную жизнь (тренировку, соревнования), не сможет эффективно вести курс ПФСС. Однако и мастер спорта или кандидат в мастера, не имеющий научной или методической подготовки, не сможет в полной мере вооружить обучающихся профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Новое в образовании:
Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...
Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель
Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А. ...
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где ...