Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки

Педагогика сегодня » Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь » Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки

Страница 1

С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортивной подготовленности, в выполнении учащимися требований спортивного разряда с учетом уровня спортивной подготовленности зачисленных на I курс студентов.

Факультативный характер курса ПСМ и направленность на "спортивный разряд" сужали его возможности в плане профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Поэтому в научно-методический совет по физическому воспитанию Министерства просвещения РБ разработал предложения по модификации курса ПСМ: во-первых, он получил название "Спортивно-педагогическое совершенствование" (СПС), во-вторых, этот курс был включен в число обязательных дисциплин учебного плана, в-третьих, в задачи этого курса входило формирование профессиональных умений и навыков учителя физической культуры.

Эта учебная дисциплина была включена в учебный план по специальности 2114 — "Физическое воспитание". Наряду с учебной дисциплиной СПС в учебный план также был включен факультатив "Профессиональная физическая подготовка учителя физической культуры" (ПФП).

Такой подход открывал перспективу усиления внимания к формированию профессиональных умений у студентов на основе избранного вида спорта уже с I курса, так как студент при поступлении в вуз уже имел определенный уровень подготовки в "своем" виде спорта. Это с одной стороны. С другой стороны, факультатив ПФП был взаимосвязан с курсом СПС, что повышало его "обязательность" для студента. В формах итогового контроля по СПС доминировали два вида требований: первый — к уровню владения профессиональными умениями и навыками; второй — к уровню спортивной подготовленности (спортивный разряд, судейская категория). Выполнить в полной мере эти требования в процессе изучения базовых дисциплин гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, плавания, лыжного спорта, туризма сложно с учетом того, что студенты по всем этим видам спорта, кроме профилирующего вида, предварительной спортивной подготовки не имеют.

В отличие от факультатива ПСМ дисциплина СПС в сочетании с факультативом ПФП предусматривала решение двух задач: первая — сформировать у студентов — будущих учителей физической культуры — основы техники в избранной дисциплине, обеспечить достаточно высокий уровень спортивной подготовленности: вторая — раскрыть технологию труда учителя физической культуры и тренера по виду спорта, вооружить профессиональными умениями и навыками на предметной основе вида спорта.

Опыт работы по этому учебному плану дал положительные результаты как по качеству подготовки учителей физической культуры, так и по уровню спортивного мастерства студентов факультетов физического воспитания: среди них появились чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, Универсиад.

В период реформирования системы образования, введения первого (1994) и второго (2000) поколения факультатив ПФП был исключен из программы, а дисциплина СПС претерпела изменения, в ней усилился аспект формирования у студентов профессиональных умений и навыков, а возможности повышения учащимися уровня спортивной подготовленности несколько снизились. Дисциплина получила уже упомянутое название — ПФСС.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Работа с неблагополучной семьей как источника появления запущенных детей
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагоги­ческого коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от клас­сных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социа ...

Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...

Цели и задачи гражданского воспитания
Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательны ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru