С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортивной подготовленности, в выполнении учащимися требований спортивного разряда с учетом уровня спортивной подготовленности зачисленных на I курс студентов.
Факультативный характер курса ПСМ и направленность на "спортивный разряд" сужали его возможности в плане профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Поэтому в научно-методический совет по физическому воспитанию Министерства просвещения РБ разработал предложения по модификации курса ПСМ: во-первых, он получил название "Спортивно-педагогическое совершенствование" (СПС), во-вторых, этот курс был включен в число обязательных дисциплин учебного плана, в-третьих, в задачи этого курса входило формирование профессиональных умений и навыков учителя физической культуры.
Эта учебная дисциплина была включена в учебный план по специальности 2114 — "Физическое воспитание". Наряду с учебной дисциплиной СПС в учебный план также был включен факультатив "Профессиональная физическая подготовка учителя физической культуры" (ПФП).
Такой подход открывал перспективу усиления внимания к формированию профессиональных умений у студентов на основе избранного вида спорта уже с I курса, так как студент при поступлении в вуз уже имел определенный уровень подготовки в "своем" виде спорта. Это с одной стороны. С другой стороны, факультатив ПФП был взаимосвязан с курсом СПС, что повышало его "обязательность" для студента. В формах итогового контроля по СПС доминировали два вида требований: первый — к уровню владения профессиональными умениями и навыками; второй — к уровню спортивной подготовленности (спортивный разряд, судейская категория). Выполнить в полной мере эти требования в процессе изучения базовых дисциплин гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, плавания, лыжного спорта, туризма сложно с учетом того, что студенты по всем этим видам спорта, кроме профилирующего вида, предварительной спортивной подготовки не имеют.
В отличие от факультатива ПСМ дисциплина СПС в сочетании с факультативом ПФП предусматривала решение двух задач: первая — сформировать у студентов — будущих учителей физической культуры — основы техники в избранной дисциплине, обеспечить достаточно высокий уровень спортивной подготовленности: вторая — раскрыть технологию труда учителя физической культуры и тренера по виду спорта, вооружить профессиональными умениями и навыками на предметной основе вида спорта.
Опыт работы по этому учебному плану дал положительные результаты как по качеству подготовки учителей физической культуры, так и по уровню спортивного мастерства студентов факультетов физического воспитания: среди них появились чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, Универсиад.
В период реформирования системы образования, введения первого (1994) и второго (2000) поколения факультатив ПФП был исключен из программы, а дисциплина СПС претерпела изменения, в ней усилился аспект формирования у студентов профессиональных умений и навыков, а возможности повышения учащимися уровня спортивной подготовленности несколько снизились. Дисциплина получила уже упомянутое название — ПФСС.
Новое в образовании:
Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как ...
Методика обучения основным видам движений
Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с ранне ...
Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с норм ...