Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку

Педагогика сегодня » Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста » Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку

Страница 5

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании. В разговорах о своих родителях или членов семьи дети нередко восклицают: «Мой папа самый сильный или моя мама самая добрая и ласковая».

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Фольклор, устное народное творчество, сказки, изобразительное искусство, музыка, мультфильмы, и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества это сказки. Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах. Например, образ Тых-тых ханум, дает понять детям, что при выборе друга нужно учитывать не только личные интересы, но и суметь выработать в себе такие качества как взаимопонимание, сплоченность, трудолюбие. А во время анализа сказки об отважном Джыртане, который смело вступил в единоборство с коварным Дивом и не оставил товарищей в беде, навел на вопрос, кто оказался коварным Джыртан или Див? На что дети все хором ответили, что Див, потому что он хотел детей обмануть и съесть, поэтому они вынуждены были его наказать. Отсюда можно понять, что уровень дошкольников не дает возможность им мыслить иначе, посмотреть на вопрос с другой стороны, что позволяет им констатировать «он хотел их съесть», и приходят к мысли, что дети правильно сделали, что обманули Дива и утопили его. Но когда их спрашиваешь, «Див съел детей?», но почему же дети утопили тогда Дива? После того, как они смогли сделать разницу между понятием, хотел и сделал, они приходят к мысли, что Див хотел съесть, но не съел, поэтому им стало жалко Дива. Вот здесь у них и зарождается основы нравственности, основы толерантности.

Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки, так например, в сказке про Меликмамеда, народная фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: сильный, смелый и рассудительный герой не теряя, мужества и надежды до последнего дыхания выполнил наставление отца. Исходя из выше перечисленных героев, можно понять, что положительные образы для ребенка являются далекой перспективой, к которым он будет стремиться, сверяя с ними свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную. Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания кул ...

Высшее образование «длинного» цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более поло ...

Типология образовательных сред Януша Корчака
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п. Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: - по стилю взаимодействия внутри среды (кон ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru