Нравственная воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоциональных проявлений.
Выделим критерии нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста:
1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий;
2) эмоционально-ценностный критерий, его показатели:
а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям;
б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
3) поведенческий критерий, его показатели:
а) способность
дать
нравственную оценку поведению своему и окружающих;
б) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;
в)
степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий),
руководствуясь
принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.
Система деятельности по диагностике и целенаправленному повышению психологической культуры учащихся – относительно недавно возникшее направление психолого-педагогической деятельности.
Развитие психологической культуры личности – это приобретение ребятами таких знаний, умений, которые помогали бы им познавать свой внутренний мир, строить свою жизнь, выбирать жизненный путь. Большое значение при этом оказывает то, какие воспитательные методы и приемы применяет педагог в работе с ребенком.
Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день. Ведь ценностные ориентации, в отличие от норматива, предполагают выбор личности (от отдельного поступка до жизненного пути), и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются смыслообразующие мотивы. При этом ценность может выполнять функцию мотива, т.е. побуждать и направлять реальное поведение человека. Между ценностью и нормой может возникнуть внутренний конфликт, определяемый как расхождение между долгом и желанием, понимаемым и реально действующим, желаемым и доступным. Способность к выбору, сложившемуся на основе сложившихся ценностей – одна из сущностных характеристик человека. Ценностно-смысловой компонент составляет «ядро» структуры личности и характеризует её направленность.
Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости разработки её диагностики.
Существует ряд методик выявляющих уровень нравственной воспитанности обучающихся.
Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников, является методика М.И. Шиловой. Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.
Новое в образовании:
Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...
Генезис общения ребёнка со взрослым и сверстником
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при пом ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...