Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста » Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Страница 2

Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень:

- глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением;

- эмоциональная окраска полученных знаний;

- наличие собственных оценочных суждений;

- чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется сочувствие;

- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

- устойчивая тенденция нравственного поведения.

Средний уровень:

- наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике;

- эмоциональная окраска знаний;

- наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений;

- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

- чувства осознанны, глубоки, проявляется сочувствие, но иногда и безразличие в зависимости от ситуации;

- устойчивая тенденция положительного поведения.

Низкий уровень:

- знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни;

- эмоционально слабо окрашены;

- редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов;

- проявляется сочувствие на уровне намерения;

- нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям;

- имеются случаи частого проявления отрицательного поведения.[Яновская, 2003:204]

Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.В настоящее время воспитание анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...

Роль родного языка в развитии личности ребенка
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 л ...

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения на занятиях декоративным рисованием
Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий и проверку эффективности разработанной нами методики по декоративному рисованию с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru