Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста » Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Страница 2

Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень:

- глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением;

- эмоциональная окраска полученных знаний;

- наличие собственных оценочных суждений;

- чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется сочувствие;

- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

- устойчивая тенденция нравственного поведения.

Средний уровень:

- наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике;

- эмоциональная окраска знаний;

- наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений;

- устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям;

- чувства осознанны, глубоки, проявляется сочувствие, но иногда и безразличие в зависимости от ситуации;

- устойчивая тенденция положительного поведения.

Низкий уровень:

- знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни;

- эмоционально слабо окрашены;

- редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов;

- проявляется сочувствие на уровне намерения;

- нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям;

- имеются случаи частого проявления отрицательного поведения.[Яновская, 2003:204]

Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.В настоящее время воспитание анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Исследование уровня сформированности игровой компетентности у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет
Исследованию были подвержены 12 воспитанников дошкольной группы детского дома. Исследование было начато 25.08.03 г. и заканчивается 25.05.05г. В процессе работы используются результаты как первичной т окончательной диагностики, так и промежуточный срез, проведенный в январе 2005 г. Проведение иссле ...

Создание малоотходного и безотходного производства
Радикальное решение проблем защиты от промышленных отходов возможно при широком внедрении малоотходных технологий. Часто используют понятие "безотходная технология". Это неверный термин, так как безотходных технологий не существует. Под малоотходной технологией понимается такая технология ...

Методические основы обучения учащихся прикладным художественным работам
Определение содержания обучения строилось на основе анализа истории, материальной и духовной культуры русского народа с целью практического использования в учебно-воспитательном процессе. При его отборе и построении решались следующие задачи: определение необходимых для обучения и этнокультурного р ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru