Форма организации обучения как дидактическая категория

Педагогика сегодня » Форма организации обучения как дидактическая категория

Страница 4

Вторая отличительная функция формы организации обучения - коммуникативная. От нее прежде всего зависят активность и характер общения учащихся с педагогом и между собой. Так, "традиционный" урок для активной коммуникации предоставлял мало возможностей: здесь общение сводилось, главным образом, к монологу педагога или учащихся. Попытки активизировать учебный процесс в этом плане ни к чему не приводили до тех пор, пока оставалась традиционная авторитарная схема общения на занятиях. Она стала разрушаться творческими педагогами, решительно менявшими структуру урока, его построение, вводившими новые формы организации обучения.

Современный урок с применением методов проблемного обучения предоставляет уже значительно больше возможностей для общения участников процесса обучения, но и он не в полной мере реализует свою коммуникативную функцию, поскольку, по нашему мнению, в его структуре она слабо представлена. Другое дело - формы организации активного обучения (дискуссии, игры и др.), в которых специально программируется активное общение учащихся, в силу чего они становятся эффективным средством реализации коммуникативной функции.

Третья функция - управленческая. Форма организации обучения может рассматриваться как средство управления обучением, воспитанием и развитием учащегося и одновременно в качестве средства подготовки учащихся к управленческой деятельности. Эта функция обусловлена тем, что форма синтезирует наряду с содержанием, представленным в учебниках, еще и те знания, носителем которых является окружающая среда. Она как бы объединяет педагогически целесообразные элементы внешних условий, концентрирует их, заставляя учащихся действовать в заданном направлении и с определенной целью, осваивать определенное содержание и формировать к ним свое отношение.

Рассмотрение категории "форма организации обучения" будет неполным, если не остановиться на ее основных признаках. Исследование показало, что в учебниках и учебных пособиях по педагогике и дидактике выделяются в основном две их группы: внешние и внутренние сущностные признаки. К внешним относятся: режим занятий (продолжительность, обычное или специальное расписание и др.); состав учащихся (класс, часть класса, отдельные учащиеся); место проведения (учебный кабинет, аудитория, учебные мастерские, природа, театр и др.). Из внутренних сущностных признаков формы организации обучения чаще всего выделяются: последовательность этапов работ, строение занятия; характер взаимодействия педагога и учащихся; способ руководства учением со стороны педагога; степень самостоятельности учащихся в обучении; дидактические цели; содержание обучения; методы и средства обучения; сочетание коллективного и индивидуального обучения. Вариации выделения внешних и внутренних признаков приводят к определенным количественным и качественным изменениям в формах организации обучения.

Однако такое большое число признаков создает определенные неудобства при их практическом применении. Поэтому целесообразно выделить среди них основные, определяющие принадлежность именно к форме организации обучения. Таковыми являются, на наш взгляд, четыре обобщенных признака:

1) пространственно-временная определенность (режим, место, состав учащихся и учащих);

2) последовательность этапов работы, структура занятия, его композиция;

3) степень самостоятельности учащихся;

4) дидактическая цель занятия.

В самом деле, для определения форм организации обучения особенно важен среди внешних признаков режим занятия, т.е. его продолжительность, проведение в соответствии с обычным устойчивым или специальным расписанием. Так, уроки в средней школе, лекции, семинары, практические занятия проводятся по строго определенному расписанию. А, например, экскурсия - по специальному расписанию, ее продолжительность может быть различной (от 2 до 6 и более академических часов). Среди сущностных признаков определяющим является построение занятия, его структура или композиция.

Форма организации обучения тесно связана с другими дидактическими категориями. Каковы эти связи?

Обратимся к анализу взаимосвязи формы организации обучения и цели обучения. В педагогической литературе различают цели образования (общего, профессионального), цели обучения, цели развития, воспитания и т.д. Цели образования являются нормативными. Особенность их в том, что они перспективны, не зависят от отдельного учебного заведения, педагогов и учащихся, и в этом смысле их можно назвать внешними. Они оказывают существенное воздействие на организацию учебного процесса и его формы. При этом внешняя цель может диктовать как их однообразие, так и многообразие. Например, разнообразие форм организации обучения обусловлено современной целевой установкой, обращенной к школе, - необходимостью готовить учащихся уже в процессе регламентированного обучения к будущей самостоятельной работе. Это предполагает постепенную передачу части функций организации обучения самим учащимся. В результате процесс обучения, обеспечивая таким образом активизацию позиции школьника в учении, постепенно сближается с самообразованием, приобретая специфическую форму, рассчитанную на формирование навыков управления своей образовательной работой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
Нравственная воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоцио ...

Предполагаемая критериальная система оценивания планируемого результата по завершению межаттестационного периода
В основу критериальной системы оценивания будут положены следующие параметры измерения речевой активности детей раннего возраста: - выявление уровня понимания речи взрослого; - выявление понимания речи взрослого; - выявление объема активного и пассивного словаря; - выявление уровня активного словар ...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение по группам с учетом диагностики. 3. Опр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru