Любой народ и народ Казахстана проходит сложный исторически путь, полный трагедии и драмы, борьба за свободу за независимость. В период колониальной независимости у народа отнимается не только свобода, богатства, но и историческая память. Каждый завоеватель пришедши в Казахстан по - своему трактовал историю, как в народе говорят история пишется завоевателями и отражает их точку зрения. Примером этого может служить Казахстан, когда он был в составе России, начали постепенно теряться идей национальной педагогики казахов, было очень мало школ с преподаванием казахского языка, и это не могло не отразится на нас.
Из поколения в поколения передаются общественный и социальный опыт, духовное богатство как дань старшего поколения младшему. Преемственность дает новым поколениям выбрать, что уже было создано историей человечества. Преемственность может существовать даже в плане семейных традиции, есть такие семья в которых существуют общие устойчивые стереотипы поведения, общие черты мышления. Преемственностью мы можем назвать сказки, песни, поговорки и др. Устное народное творчество- это источник педагогической идей. Педагогика аксакалов- бабушек проявляется в самых разнообразных образах. Каждый народ хотел видеть в своем ребенке комплекс социально-этнических качеств. Большой багаж устного народного творчества составляют этико-культурное наследие казахов. Историческое развитие казахского народа создал высокую педагогическую культуру. В давние времена, когда еще не было школ, институтом социализации ребенка была семья и мать. Ребенок воспитывался, опираясь на народную педагогику своего народа, которая имела свой особенности развития субкультуры. В казахской традиционной семье, большой вклад в воспитание детей вносит не только родители, но и вся семья в целом. Ребенок впитывает те обычай, который установлены в том регионе, где он родился. У каждого народа есть свой определенный этикет поведения, это часть общечеловеческой и традиционной культуры поведения, этноэтикет вносит большой вклад в процесс социализации личности.
Если лишены духовно- нравственные основы национального самосознания, то этот человек не сможет глубоко воспринять другую культуру. Каждая культура вносит большой вклад в мировую культуру. Это говорит о том, что казахская культура в процессе исторических событии впитала, некоторые основы других культур.
Казахская педагогика воспитания детей имела своеобразную тактику воспитания. Для казахского общества характерны такие качества воспитания: уважение к старшим, защита чести рода, патриотизм, храбрость, сохранение обычаев, уважение к родителям предкам, воспитание чувства родства, знание своих корней происхождения примером этого служит, что каждый казах должен знать происхождение своего рода до «седьмого колена». Кочевой образ жизни, элементы шаманизма образовали бытовую и традиционную культуру казахов.
Для казахов всегда был важен авторитет в социуме, в связи с этим детей с детства учили чести, четности, бескорыстию и т.д.
Идея воспитания уважения к родителям и старшим, это особенно выражается у казахов. Часто мы слышим выражение «Слово старца- лекарство» или «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят тебя твой дети». Идея воспитания своих родителей, чувство ответственности лежит в семье у самого младшего сына, которого называют «кенже». У казахов существуют такие правила как не переходи дорогу старшему, не подслушивать и не вмешиваться в разговоры старших, обращаться к старшим на вы и т.д. Старшие в свою очередь заботятся о детях, общаются с детьми и передают знания.
У казахов как и у многих народов существует культ матери. Мы часто встречаемся с таким выражением как « Ребенок без отца - сирота наполовину, а ребенок без матери- полный сирота». Женщина она хранительница очага, мать детей, опора мужу. Роль отца в семье казахов велика, он несет ответственность за сохранение своего рода, добытчик материального состояния в семье. Но большую роль отец несет за воспитание сына, воспитывая его в духе соблюдения народных правил и обычаев. Закон «Жету ата», который утверждает знание своей родословной, почитание предков. Это все составляет основу формирования поведения совместно с национальным знанием, своих корней и материнского языка. Казахи не случайно обращаются ко всем не зависимо от национальности «ага», «апа», «тате» и т. д. Великодушие и щедрость казаха представляется гостеприимством. С раннего возраста у казахов детей приучают к гостеприимству, это прививает детям уважение не только к своим родственникам, но и к соседям незнакомым людям - это показатель гуманизма у казахов. Это так же связано с традиционно - хозяйственным укладом жизни и природно-климатическими условиями жизни казахов. Любой путник в своей дороге мог зайти в любую юрту, он знает, что его там встретят, накормят, напоют и если надо дадут отдохнуть. Гостей казахи садят на почетное место, которое называется «тор», вся вкусная еда так же для гостя. При этом путник должен был, вытащит любое оружие, в доказательство, что он пришел к ним с миром. Когда гость уезжает его провожает вся семья. Эта система взаимопомощи друг другу. У каждого народа своеобразная культура межличностного общения, национальное своеобразие, которые не должны быть пропущены в процессе обучения у школьников. Большую роль в воспитании играет речевой этикет. Именно речевая деятельность, речевое поведение является средством передачи информации, культуры в целом. Отличительной чертой речевого этикета у казахского народа - это вежливость, скромность, искренность. Мать это первый человек, который разговаривает со своим ребенком, произнося имя своего ребенка, ласковые слова, давая наставления посредством речи, формирует в ребенке нормы и приличия. Примером этикета у казахов служит приветствие «салем беру», «салем ету», путник, который долго не был в ауле, после приезда шли к уважаемым людям, аксакалам, что бы поприветствовать их, спросить как у них дела, в ответ они услышат хорошо, хотя и на самом деле это не так. Этике казахов таков: разговор начинает старший, не присядет пока его не пригласят, никогда не перебивают старшего. С детства детей учат к ценности хлеба, говорят «не наступай на хлеб», «нельзя ломать хлеб одной рукой». Вся жизнь народа их национальное качество отражается в сказках, былинах, легендах, героических сказаниях. Основные самые яркие эпосы казахского народа «Кобланды батыр», «Козы Корпеш- Баян Сулу», «Кыз Жібек», «Айман- Шолпан» и т.д. В героическом эпосе «Кобланды батыр», описывается жизнь батыра от рождения до возмужания. Наречение его имени, его героические подвиги, его доспехи и героическая одежда, то как он отправился за невестой в этом сказании описывается весь колорит традиционного казахского обычая.
Новое в образовании:
Анализ существующих методик преподавания курса информатики в начальной
школе
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...
Практическое исследование проблемы межпредметных связей в обучении обж
Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний. Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализац ...
Социально-психологические особенности детей
Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов: 1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис со ...