Результаты констатирующего эксперимента

Страница 3

Несформированность навыков сжатого пересказа умственно отсталых учеников требует дальнейшей работы, заключающейся в создании достаточно четкой методики по обучению умственно отсталых старшеклассников сжатому пересказу с применением наиболее эффективных приемов и методов работы с текстом.

Актуальность выбранной темы исследования подтверждает анализ общей и специальной психологической, педагогической и методической литературы, выявивший недостаточную разработанность методики работы над сжатым пересказом на уроках чтения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

При анализе теоретического материала по теме исследования подтверждается важность обучения сжатому пересказу, который является одним из средств развития мыслительных процессов учащихся, а в частности аналитико -синтетической деятельности, восприятия и понимания прочитанного его осмысленного запоминания и дифференцирования наиболее существенного. Изучение общей и специальной литературы дало возможность разработать методику констатирующего эксперимента. В результате проведенного констатирующего эксперимента были выявлены типичные затруднения старшеклассников в передаче прочитанного, а именно, непонимание основной мысли произведения, неумение передать произведение в сжатой форме, нарушение логики изложения событий, пропуск смысловых звеньев, аграмматичность. Многие ученики вносили в свои пересказы добавления, которых не было в произведениях. Одни добавления уточняли излагаемые события и были адекватными, другие включались в связи с забыванием содержания произведения, третьи были обусловлены непониманием того, о чем идет речь, в результате использовались неадекватные, искажающие смысл слова. В языковом оформлении воспроизводимых произведений был отмечен низкий уровень лексического запаса учащихся, синтаксического и стилистического оформления пересказов, неумение подчинить отбор языковых средств формулировке основной мысли произведения. Полученные данные позволили разделить учащихся с нарушением речи на четыре группы с целью дальнейшей коррекционной работы и осуществления принципа дифференцированного подхода в обучении.

Экспериментальное обучение проводилось в специальной (коррекционной) школе г. Саранска. Обучением были охвачены учащиеся седьмого класса.

Проведенная нами работа была направлена на разработку эффективных приемов и средств обучения сжатому пересказу старшеклассников с нарушением речи и апробации их в ходе обучающего эксперимента. Представленная методика обучения сжатому пересказу, включающая такие методические приемы, как глубокий анализ произведения, составление различных видов плана (картинный, схематический, простой), словарной работы, сопоставления текстов (краткий и подробный), вычленение главного из текста, лексико-стилистических упражнений, позволила качественно улучшить работу.

Анализ результатов обучающего эксперимента позволил говорить о положительной динамике в формировании у умственно отсталых старшеклассников навыков сжатого пересказа. Это доказывает выдвинутую нами гипотезу о том, что предложенная методика обучения сжатому пересказу на основе систематизации оптимальных методов и приемов эффективна.

Таким образом, практическое использование разработанной нами методики обучения сжатому пересказу будет способствовать совершенствованию навыков данного вида пересказа у умственно отсталых старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Математические шифры
Занятие по математическим шифрам проводится в виде игры – исторического путешествия (примерное содержание в приложении 14). В начале занятия кратко о шифрах рассказывает учитель, а затем слово предоставляется учащимся. Участники кружка рассказывают о разных шифрах, придуманных в разных странах (Афи ...

Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие дет ...

Казахские национальные игры как средство воспитания детей
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru